В последнее время много говорится о том, что истоки недоброжелательного отношения мигрантов из Средней Азии берутся из их образования. Там, мол, русские в школьных учебниках представлены как многолетние оккупанты. Но что мы хотим от них, если подобное присходит там даже в русских школах! Финансируемых бюджетом нашей страны.
...Едем в Российско-таджикскую школу в городе Бохтаре. Она, кстати, носит имя Ломоносова, что наверное, как бы предполагает высокое, точное и корректное изложение истоических фактов, и вообще всего преподавания, что называется "на уровне". Построила эту школу Россия. В 2021 году выделила 150 млн рублей, в 2022-м — 5,74 млрд.
Учебники издаются тоже за счёт нашего бюджета. Вот в них и заглянем.
Программа по истории учебника для 5-9-го классов. Раздел "Положение таджиков Средней Азии в XIX и начале ХХ века". Тема: Средняя Азия накануне нашествия России. Акцент на слове "нашествие". Как, например, татаро-монгольского ига. Какие ассоциации возникают? Естественно, налёт, грабёж, насилие, принуждение. Ничего положительного...
Этому же посвящена тема о войне с Кокандским и Бухарским царствами, и называется она "Вторжения российских войск в Среднюю Азию".
Вообще-то, русские покончили раз и навсегда в этих местах с нищетой и бесправием. А на руководящие посты ставили тех же самых местных "ханов", осознавших, что в империи жить гораздо лучше, чем в клановой междоусобице.
Но в учебнике мы — оккупанты. Писалось всё явно по одной методичке, штампы те же. Точь-в-точь как из учебника по истории Азербайджана, Узбекистана и Казахстана: алчные русские, стремясь к господству в Азии, насаждали свои уклады, руша древний порядок вещей.
Листаем программу. "Разгром Бухарского эмирата Россией". Ещё: "Восстание Абдумалика и его подавление русскими войсками. Повышение лояльности бухарского эмира Музаффар-хана к царю России". Одним словом, оккупанты и национал-освободительная борьба.
А вот о первом генерал-губернаторе Кауфмане детям в школе Ломоносова, с углублённым изучением отдельных предметов, не расскажут. Между тем Константин Петрович Кауфман Туркестанский вошёл в историю как великий деятель.
Его "резиденция" напоминала избу: окон не было, свет пробивался через открытые двери. Летом крыша снималась, и Константин Петрович работал под зонтиком.
Хлопок, которым потом так будут гордиться в Средней Азии, — плод его работы. Местные сорта были низкого качества, и Кауфман привёз семена из Америки: отправил агрономов за океан, профинансировав поездку из собственных средств.
А ещё он основоположник среднеазиатского пчеловодства: улья выписал из России, раздал желающим и пригласил специалистов обучать будущих бортников науке обращения с насекомыми.
При нём в городках появились прямые улицы, была создана оросительная система, вдоль дорог высадили деревья, дающие пешему человеку спасительную тень.
Кауфман открывал школы, обучение в которых велось на русском языке, но делалось это с большой осторожностью, чтобы не ущемлять национальной гордости. Больше года генерал-губернатор вёл переговоры с духовенством, воспротивившимся светскому образованию. После в короткий период было открыто 50 школ, выпускники их учительствовали по всей Средней Азии.
Но нет в учебнике о Кауфмане!
Читаем программу дальше. ХХ век. Тоже всё плохо: разгром восстаний, подавление религиозной жизни, насаждение светского образования. И так далее…
Александр Дюков, научный сотрудник Института российской истории РАН, говорит, что методика преподавания истории в среднеазиатских республиках бывшего СССР формировалась Соросом:
"Создавалась рабочая группа, которая формировала таджикские учебники по истории. Они содержали чёткие антироссийские нарративы. Нет сомнений, что прослушав рассказы про российскую оккупацию и колониализм, выпускники будут "прекрасно интегрироваться" в российское общество".
В чём тогда смысл международных проектов, если в русских учебниках о нашей стране говорится негативное?
"Нет никакой принципиальной разницы в трактовках совместного с Россией/СССР периода истории в учебниках республик, ставших членами НАТО и ОДКБ. Разница лишь в нюансах и степени ненависти к России/СССР", — говорит депутат Государственной Думы Михаил Матвеев.
В октябре 2022 года в Казахстане, на саммите "Центральная Азия — Россия" президент Таджикистана Эмомали Рахмон заявил, что Россия не должна относиться к странам Средней Азии как бывший СССР: "Хотим, чтобы нас уважали". Рахмон — опытный аппаратчик, карьеру во власти начал в 1976 году и не может не знать об "отношении" Москвы к Душанбе в советские годы.
Если забыл, то можно напомнить. Таджикская автономная республика было образована на территории Узбекской ССР в 1925 году. Через четыре года Таджикистан стал полноправной советской социалистической республикой.
Ежегодно СССР вкладывал в Таджикистан 6 млрд долларов; за всё время республика получила 400 млрд долларов. Были созданы города, сеть железных дорог, качественные изменения претерпели системы образования и здравоохранения. Построены четыре аэропорта, регион электрифицирован, возведены крупнейшие предприятия.
А сейчас Таджикистан разве не кормится за счет России? В нашей стране работают 3 млн таджиков, переводят ежегодно домой около 2,5 млрд долларов — это четверть ВВП Таджикистана.
Киностудия "Таджикфильм" во времена СССР выпускала в среднем по три-четыре картины в год. На её площадке сыграла, например, русская Миледи — Маргарита Терехова в дуэте с Александром Кайдановским в фильме "Кто поедет в Трускавец". Актёры русские, съёмочная группа восточная, автор сценария — азербайджанский писатель, сценарист — Максуд Ибрагимбеков. Трускавец — курортный город на Западной Украине. Представляете, как всё было переплетено?
Игорь Костолевский в павильонах "Таджикфильма" снялся в ленте "Человек меняет кожу". Лариса Белогурова — в чудесной восточной истории "Ещё одна ночь Шахерезады"...
Но всего это нет в таджиских учебниках, выпускаемых за российские деньги и изучаемых в построенных Россией школах. Как нет и той реальной картины того, что произошло с русскими в Душанбе в середине февраля 1990 года...
Подпишитесь, поставьте лайк) Я буду вам очень признателен.