Этот портрет почти не известен широкой публике. Слишком уж он контрастирует с привычным нам обликом Петра I. В действительно ли это он, и с натуры ли его писали?
Автор картины – голландский художник Антоний Шуньянс. В сведениях о портрете указано только то, что он написан в период с 1696 по 1725 год. А нельзя ли выяснить точнее? Например, где Шуньянс мог встречаться с царём Петром I?
В биографии Шуньянса рассказано, что с 1693 по 1702 год художник проживал в Вене, однажды выехав в Копенгаген для написания портретов членов королевской семьи. Следовательно, уже тогда Шуньянс был известным художником. С 1702 года начинаются странствия Шуньянса: он живёт в Берлине, Гааге, Лондоне, Дюссельдорфе, выполняя заказы различных высокопоставленных лиц, и в 1716 году возвращается в Вену.
Теперь смотрим, где в эти годы находился Пётр… Да, всё верно: в 1698 году Пётр I в составе «Великого посольства» возвращался через Вену в Россию!
Но в то время Петру должно было быть всего 25 лет! А на портрете изображён какой-то старик! Может быть, царь и художник встречались ещё раз?
Что ж, вполне может быть. В 1710-е годы они могли пересечься где-нибудь в Германии, куда Пётр выезжал для совместных военных действий против Швеции с северо-немецкими князьями. Чтобы более точно ответить на этот вопрос, обратимся к другому портрету.
Портрет Петра I кисти польского художника Яна Купецкого, как уверяют, написан в 1711 или 1712 году. Он в это время жил в Вене и тоже нередко писал коронованных особ. Правда, Пётр через Вену тогда не проезжал, но побывал в Карлсбаде, куда мог быть вызван Купецкий, знаменитый в то время художник, для написания портрета царя.
Как видим, на картине Купецкого Пётр I весьма похож на изображённого кистью Шуньянса. Они вполне могли быть написаны примерно в одно время.
Все парадные, хорошо известные нашим современникам и соотечественникам изображения Петра I ведут начало с другой картины.
Его автор – французский художник Жан-Марк Натье, нарисовавший Петра Великого в 1717 году, во время визита русского царя во Францию.
Однако сразу закрадывается сомнение: не слишком ли облагородил изысканный и галантный француз черты царя, которому было уже 45? Ведь недаром Пётр I заказал после этого Натье целый ряд батальных картин – видимо, ему очень понравилась его работа. А отсутствие новых царских заказов у Купецкого и Шуньянса может свидетельствовать о том, что Пётр остался недоволен их работой.
И всё-таки: когда был написан портрет, о котором мы заговорили первым: в 1698 или 1711 году? Многие заказчики отмечали «несимпатичный характер» художника Шуньянса, его «причудливость». То есть, очевидно, были возмущены правдивостью художника.
Так что не исключено, что на первом портрете – молодой Пётр. А что, собственно, в нём такого, что не могло быть у человека двадцати пяти лет? Просто неряшливый, небритый вид. Видать, заработался человек. Ни одного седого волоса, кстати.
В то же время, если портрет написан действительно в 1698 году… Это заставляет вспомнить многочисленные байки о том, что царя Петра в «Великом Посольстве» подменили…
И очень важно помнить. Представленные здесь картины – три единственных сохранившихся прижизненных портрета Петра I.
Подпишитесь, поставьте лайк) Я буду вам очень признателен.