«Высшая проба. Золотное шитье в кино», - так называется новая выставка, представленная во Всероссийском историко-этнографическом музее в Торжке. Проект реализован совместно с Музеем кино. Экспозиция раскрывает технологии и историю знаменитого новоторжского промысла, а также использование вышивки для создания костюмов киногероев.
«Высшая проба. Золотное шитье в кино», - так называется новая выставка, представленная во Всероссийском историко-этнографическом музее в Торжке. Проект реализован совместно с Музеем кино. Экспозиция раскрывает технологии и историю знаменитого новоторжского промысла, а также использование вышивки для создания костюмов киногероев.
Среди ключевых экспонатов - камергерский мундир Алексея Каренина и парадная форма Вронского из сериала «Анна Каренина» режиссера Сергея Соловьева. Эти костюмы выполнены в оригинальной золотошвейной технике, но с использованием современной металлической нити.
История Торжка неразрывно связана с кино. Старинный город считается одним из самых «кинематографичных» мест в России. Новоторжские пейзажи появляются на экране практически с первых лет развития кинематографа, а местные мастера золотного шитья неоднократно выполняли заказы на пошив костюмов для киностудий «Мосфильм» и «Ленфильм».
Выставка демонстрирует различные техники создания костюмной вышивки. Однако не каждый роскошный мундир или бальное платье, сверкающее на экране, действительно расшито по старинной технологии. Оригинальное золотошвейное искусство в кадре - большая редкость. Иногда используется имитация, что позволяет сделать костюм легким и удобным для многочасовой работы актера. Тем не менее, любая вышивка требует тщательного изучения исторических образцов.
Один из залов посвящен работе над фильмом «Русский бунт» Александра Прошкина, основанном на произведениях А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и «История Пугачева». Костюмы к этому фильму демонстрируют имитацию техники лицевого шитья с характерной выпуклой поверхностью, дополненной отделкой крученными золотистыми нитями и золотистыми галунами. Несмотря на использование современных материалов, вышивка в костюмах передает общую стилистику позднего барокко и отражает широкую социальную палитру общества 1770-х годов.
Не менее интересны мундиры и костюмы из фильмов «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Война и мир», «Звезда пленительного счастья», «Посол Советского Союза» и других и других отечественных киношедевров.