В ближайшее время у россиян вырастут пенсии, социальные выплаты и размер прожиточного минимума. Указ «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения в России» уже подписан президентом.
Поддержка пенсионеров и семей с детьми, безусловно, дело хорошее. Однако нельзя забывать о гражданах также нуждающихся, но не имеющих статуса пенсионера, малообеспеченных, находящихся за гранью попадания в эти категории.
Мы говорим об официальных безработных, коих много, и неофициальных, с трудом «перехватывающих» работу то здесь, то там, даже платящих налоги, и которых гораздо больше.
Мы говорим о мелких индивидуальных предпринимателях, не первый год кряду терпящих убытки, которые с радостью бросили бы свои торговые точки на вещевых рынках и ушли работать в реальный сектор.
Мы говорим о людях, живущих в провинции, в сельской местности, незарегистрированных в центрах занятости, привыкших надеяться только на себя. Их тоже не будет в списках на пособия и выплаты.
При резком росте инфляции и цен влияние на эти категории людей, не имеющих постоянной работы и стабильного дохода, окажется не менее, а может и более существенным, потому что им помощи со стороны ждать не приходится.
Не принесёт никому пользы, кроме администрации городов, и популярная сегодня инициатива, согласно которой безработным предлагается заняться общественными работами по благоустройству населённых пунктов.
Во-первых, там оплата «ни о чём», а во-вторых, использовать труд молодых здоровых людей для подметания парков и скверов, непростительная расточительность для государства.
В связи со сложившейся ситуацией, на наш взгляд, в России настало время для неординарных решений для вывода страны из кризиса, роста благосостояния граждан и экономики в целом. Для решений, непопулярных в кругах «элиты», но будут с огромным воодушевлением восприняты простым народом.
Одним из таких решений могла бы стать национализация и государственная монополизация строительной отрасли России. Для начала можно не всей, а хотя бы только её части.
Пугаться слова «национализация» не нужно. Само время подталкивает нас к ней. Более того, это слово звучит уже не только в кулуарах власти, но и с самых высоких трибун.
А если вопрос национализации объективно назрел, то первым, что должно перейти в государственную собственность – жилищное строительство. Главное, чтобы переход отрасли под управление государства был не формальным, а настоящим, по принципам СССР, где строительство по праву считалось одной из важнейших сфер народного хозяйства.
Такое решение могло бы стать колоссально выгодным и людям, и экономике, а главное, эффект от его реализации стал бы заметен в кратчайшие сроки.
Главным преимуществом перехода строительной индустрии под полный контроль государства по принципам СССР заключается в том, что строительство перестанет быть коммерческим.
Для начала надо оперативно освободить рабочие места, занимаемые иностранными рабочими, и занять на них собственных граждан.
Рабочие будут трудоустраиваться по законодательству, обеспечивающему трудящимся все социальные гарантии.
Семьи рабочих будут получать гарантированный доход. Это в свою очередь, простимулирует развитие других отраслей, поскольку появление стабильных зарплат у значительной части населения естественным образом повлечёт увеличение спроса на услуги и товары народного потребления.
Если потребление будет естественным, подкреплённым реальными механизмами по обеспечению доходов населения, то и темпы инфляции будут сбалансированными и незначительными по росту.
Более того, следуя закону, государство должно будет провести технологические изменения в отрасли, вернуть систему профобразования для подготовки молодых специалистов по примеру СССР.
Переход строительства с коммерческих рельсов и принятие за цель благосостояние своих граждан, означают, что построенное жильё может продаваться не по заоблачным ценам, а чуть выше себестоимости, чтобы компенсировать издержки государства.
Безусловно, придётся наладить жёсткий контроль над производителями и поставщиками стройматериалов, ограничив наценку разумными величинами и закрепить это законодательно.
В результате снижения цен, на рынке впервые за тридцать лет могло бы появиться, пусть пока и не бесплатное, но реально доступное современное и комфортабельное жильё для миллионов нуждающейся в нём молодёжи и тех, кто ждёт улучшения жилищных условий.
Государство вполне могло бы часть фонда выдавать бесплатно, например детям сиротам и инвалидам, сдавать гражданам в долгосрочную аренду за адекватную плату, как это повсеместно делается за границей, и недорого продавать в рассрочку под минимальные проценты, без привязки к ставке Центробанка.
Кстати, отсутствие импортных товаров, используемых в строительстве, например, отделочных материалов и сантехники, дополнительно повлияет как стимул для развития отечественных производителей и усилит позитивный эффект на ВВП.
Мы представили свои соображения крайне поверхностно, не углубляясь в детали, на самом деле всё гораздо сложнее и требует расчётов специалистов, но очевидно, что, даже частичная национализация всего одной отрасли способна запустить долгосрочную тенденцию экономического роста в стране. И главное – это могло бы стать началом для более серьёзных позитивных изменений в России.