Конечно, 2024 год наполнен драматичными событиями глобального масштаба и исторического значения.
На этом фоне легко не заметить двух событий, которые могут свидетельствовать о приближении беды — Анатолий Кашпировский и Владимир Познер возвращаются в Россию…
Взглянув на новостные сводки сентября 2024-го, приходится сделать волевое усилие, чтобы ненароком не поверить в то, что время повернулось вспять.
И не просто повернулось, а двинулось в обратную сторону, остановившись на первой половине злополучных 1990-х.
Судите сами.
"Новые 90-е" — это не смешно
В центре Москвы разворачиваются настоящие бандитские разборки за право контролировать сверхдоходный бизнес (эпопея с пока ещё супругами Бакальчук и компанией Wildberries). Всё по канонам "лихой эпохи": стрельба, погибшие, пострадавшие сотрудники правоохранительных органов, выходящий спустя пару дней из-за решётки с формулировкой "нет состава преступления" главный фигурант.
В Россию возвращается Владимир Познер. 30 лет назад мастер либеральной журналистики летел из США — на этот раз он тоже вернулся из-за какого-то океана. Скорее всего, вновь из-за Атлантического.
Анатолий Кашпировский. ФОТО: ZamirUsmanov/GlobalLookPress
Но самое диковинное и яркое известие — это, конечно, "Анатолий Кашпировский проводит сеансы исцеления в Москве".
На этой новости шутки и игры в путешествия во времени нужно прекращать — иначе можно заиграться и доиграться. Если на сцену вернулся Кашпировский, всё серьёзно до трагизма.
Смутное время и мутная вода — стихии проходимцев и шарлатанов
Разумеется, не стоит преувеличивать историческое значение или некую "демоническую роль" психотерапевта и мастера спорта по тяжёлой атлетике из Винницы.
Существует тенденция приписывать "целительным сеансам" Кашпировского, собиравшим на рубеже 1980-х-1990-х многомиллионную аудиторию у телеэкранов и тысячи зрителей в концертных залах, значение одной из причин падения СССР.
Классический пример путаницы причин и следствий: без преувеличения грандиозная популярность Кашпировского на протяжении нескольких лет никак не повлияла на судьбу огромной страны.
Кашпировский на сеансе в Узбекской ССР, 1989 год. Скриншот: страница пользователя "Людмила Насонова" в социальной сети "ВКонтакте"
А вот то, что "целитель" с каменным лицом и монотонным то ли убаюкивающим, то ли угрожающим голосом появился на исторической сцене именно в период распада идеологической и государственной советской системы, — закономерность. Как раз такие личности, манипулирующие отчаявшимися и не имеющими чётких духовных ориентиров людьми, и появляются в мутной воде этих критических исторических моментов.
Обратим внимание: Кашпировский исчез из России (переехал в США) ещё в середине 1990-х, когда до конца нового Смутного времени оставалось ещё несколько лет. И тем не менее уже тогда стало очевидно, что время сверхпопулярности бывшего психотерапевта прошло.
Кашпировский зарабатывает почти под кремлёвской стеной
А вот теперь внимание: Анатолий Кашпировский после длительного забвения вернулся не только в информационное поле, но и в бизнес-пространство России. И принялся снова зарабатывать "целитель" раньше, чем об этом стало известно широкой аудитории.
При этом нельзя сказать, что Кашпировский отчаянно скрывался: встречи с поклонниками начались в июне 2024-го в Московском Центральном доме работников искусства. Дом действительно центральнее не придумаешь: до Большого театра примерно 300 метров по прямой, до Кремля — менее километра.
Согласно информации на сайте Центрального дома работников искусства, здесь Кашпировский только в июне текущего года выступал четыре дня подряд, с 17-го по 20-е число. Скриншот: официальный сайт Центрального дома работников искусства
С тех пор за три месяца "специалист" по всем болезням, дистанционной анестезии и позитивной энергии провёл с десяток выступлений в столице. Каждое из них при вместимости зала 300 мест и средней стоимости билета 5 тысяч рублей приносит организатором 1,5 млн. И это притом что, по свидетельствам очевидцев, "целитель" предпочитает получать деньги наличными в форме пожертвований. Без "лишних" документов…
Кто хочет снова ввергнуть русских в трагедию, пусть и под видом фарса?
Безусловно, для людей, которые пришли к одиозному персонажу, всплывшему из уже покрытой туманом истории эпохи, за помощью и исцелением, сумма в несколько тысяч рублей (не считая продающихся за отдельные и тоже немалые суммы пачек с "заряженной солью") — это серьёзные деньги. Тем более когда речь идёт о тысячах и тысячах зрителей этих специфических "творческих встреч".
Однако в масштабе страны "явление Кашпировского, версия 2.0" примечательно не самим фактом новых (вернее, хорошо забытых старых) мошеннических схем, спекулирующих на готовности людей ради выздоровления пробовать всё и идти на всё. Очевидно, что былой популярности и её финансовых дивидендов Кашпировскому больше никогда не видать.
Один из типичных сеансов Кашпировского. ФОТО: ZamirUsmanov/Global Look Press
Тут вспоминается знаменитое изречение философа Гегеля: "История повторяется дважды: первый раз — в виде трагедии, второй раз — в виде фарса". Правда, в данном случае афоризм требует поправки.
Когда престарелый шарлатан (давайте уже величать 85-летнего немолодого человека, прибывшего к нам из США, подобающим ему определением) спустя 30 лет возвращается на место своей прежней славы с явным расчётом пусть не сказочно, но неплохо заработать, это не фарс. Это внушающий опасение факт, который является либо тревожным симптомом состояния нашего общества, либо свидетельством попыток внешних сил повернуть нас вспять.
Для Запада русские "были не так опасны, пока мычали"
Оба варианта означают на самом деле одно: России снова готовят ту же участь, которая постигла нашу страну в начале 1990-х. В то самое время, когда, по выражению иноагента Максима Покровского*, русские "были не так опасны, пока мычали".
Нас хотят вернуть в то состояние, когда у народа из-под ног выбили почву, оставив без привычных экономических и социальных гарантий, без чувства национального достоинства, без государства в качестве гаранта законности и нравственных норм, без чёткого понимания истории и без образа будущего.
Максим Покровский*, как и другие либералы-русофобы, вспоминает 1990-е с умилением. ФОТО: AnatolyLomokhov/Global Look Press
Когда Россия превратилась в источник дешёвых ресурсов для "цивилизованного мира", в то время как её население было поставлено перед необходимостью выживания в условиях "все против всех". А смягчали эту "шоковую терапию" с помощью развратного шоу-бизнеса, псевдодуховных "целителей" и "чудотворцев" образца Кашпировского и мастеровитых, с подвешенным языком и умением принимать многозначительный вид, либеральных деятелей телеэфира.
Таких, как Владимир Познер.
Сомнительный обмен по маршруту "Россия — США"
Характерно, что Познер перебрался в Россию из-за океана в 1997 году — когда Кашпировского уже не было на русской земле, он проследовал в обратном направлении.
И это символично: акцент с мистического одурманивания народа сместился на отравление его "идеалами" западной либеральной "демократии". И уж тут матёрый заокеанский медийный волк, владеющий русским языком, имеющий опыт жизни в стране и понимающий основы общения с нашим населением, пришёлся весьма кстати.
Владимир Познер сразу после возвращения в Россию, февраль 1997-го. ФОТО: NatalyaLoginova/GlobalLookPress
Познер работал в России на протяжении ровно 25 лет, до февраля 2022-го. За эти годы он перемещался из одного статуса в другой. Сперва звёздный "телеваряг", прибывший научить коллег-"аборигенов" уму-разуму и стандартам мастерства. Затем законодатель информационных мод, во много определявший повестку и настроения профессиональной среды как минимум в Москве. Потом главный федеральный телевизионный рупор терявших главенствующие позиции либералов.
Познер на экране — новогодний подарок русским?
Однако все эти годы и в любом статусе Познер оставался в нашей стране проводником западной идеологии, направленной на стирание национальной русской самобытности в любых сферах — от политики до культуры и религии.
Журналист не скрывал своего враждебного, хотя и удерживаемого в рамках публицистической корректности и норм Уголовного кодекса отношения к Русскому миру. Народ наш Познер считает носителем рабской идеологии, по большому счёту не способным к "цивилизованной свободе и демократии", а Православие из раза в раз, из года в год называет "главной трагедией" русской истории.
Скриншот: дзен-канал "Познер Online"
Именно в таком качестве открытого, пусть и не агрессивного врага России он и покинул нашу землю сразу после начала спецоперации. Поставив при этом на паузу всякие обсуждения и комментарии как СВО, так и в целом внешней политики Кремля. Многие удивлялись, чего уж теперь Познеру таиться — а он, опытный игрок, молчал и снимал очередной документальный страноведческий фильм для Первого канала.
Снял наконец и теперь объявил, что проект под названием "Турецкая тетрадь" готов, представлен телевизионному начальству и в случае утверждения первым человеком на Первом канале может выйти в эфир во время новогодних каникул — 2025.
Что с того?
Подумаешь, Кашпировский вернулся, скажет кто-то. Ну, решил 85-летний специалист по обработке внушаемых людей на старости лет заработать, пока ещё силы есть…
Подумаешь, Познер снова на экране, скажет ещё кто-нибудь (может быть, и тот же самый, кто про Кашпировского выскажется). Ну, нашёл себе невинное занятие 90-летний любитель путешествовать с телеоператором за спиной, имеет право…
Сентябрь 2024-го — Познер по-прежнему сдаёт что-то на Первый канал… Скриншот: телеграм-канал "Хуже и не скажешь"
А вот подумать как раз и не мешает — потому что Кашпировский и Познер это настолько яркие симптомы настолько опасной угрозы, что снисходительно закрывать глаза на их появление недопустимо.
Нет, "лихие 90-е" в их прежнем виде не вернутся — но некие силы явно прилагают усилия, чтобы мы обратились в то же самое состояние ума, души и воли, в котором пребывали 25-35 лет назад. А с учётом коренным образом изменившихся исторических условий пребывание в колониально-бессловесно-безумном состоянии станет для русских окончательным историческим приговором.
Нынче и Запад, и отечественные либералы вовсе не такие расслабленно-благодушные, как тогда, — они больше не эксплуатации и разграбления, а уничтожения России жаждут.
А уж напрямую с ними связаны Кашпировский и Познер или у них просто наработанная десятилетиями интуиция одновременно сработала "на возвращение", — это незначительные детали.