В Улан-Удэ в ходе совещания руководителей туристических администраций России, Китая и Монголии заключили трехстороннее соглашение о развитии бренда «Великий чайный путь». Ворота шире "Великий чайный путь" должен связать единым маршрутом три страны. Задача специалистов туриндустрии теперь — продумать, как повысить узнаваемость бренда и его привлекательность для туристов. — В рамках совещания состоялись встречи главы Республики Бурятия Алексея Цыденова с заместителем министра культуры и туризма КНР Чжан Чжаном и с госсекретарем министерства культуры, туризма, спорта и молодежи Монголии Адиясурэном Даваажаргалом. Договорились о создании рабочей группы по развитию бренда «Великий чайный путь», в которую пригласили представителей Бурятии, — рассказал министр туризма республики Алдар Доржиев. По его словам, Бурятия исторически была воротами в страны Центральной Азии — через регион проходили дипломатические и торговые пути. Поэтому именно ей отведена важная роль в развитии отношений с Китаем и Монголией. — Число туристов из этих стран растет. Для дальнейшего наращивания потока предлагается активизировать рекламные кампании, эффективный маркетинг и обмен опытом в этой сфере, что станет важным фактором для увеличения числа иностранных гостей, — объяснил Алдар Доржиев. Для работы на едином маршруте потребуются гиды-переводчики (и проведение взаимных стажировок для них), обновление списков туристических операторов и новые кадры в туротрасли. Для «Великого чайного пути» разработают стандарты реализации турпродуктов, а единый бренд должен будет гарантировать качество товара и предоставляемых услуг. Можно пройти? "Чайный" маршрут повторит старинный торговый путь из Китая через Монголию, Сибирь, Урал и Поволжье в Москву и Санкт-Петербург. Он был создан в XVIII для экспорта чая. Проверить проходимость направления в сентябре из села Селендума Селенгинского района Бурятии по сохранившемуся остатку «Великого чайного пути» выдвинулась историко-краеведческая исследовательская экспедиция. — Нам предстоял очень непростой маршрут по тайге, он когда-то был дорогой охотников, купцов и просто искателей приключений, важнейшим торговым путем. Отдельные участки мы преодолевали только благодаря мастерству водителя внедорожника. Часто приходилось «уходить в разведку», чтобы уточнить направление — некоторые отрезки тракта сегодня не совпадают с современным полотном дороги. Наша цель была — найти наиболее точный путь пролегания исторического маршрута Удунгинского тракта, местонахождение старых станций и возможность их реконструкции. Хотели оценить привлекательность пути для людей, занимающихся пешеходным, вело— и мототуризмом. В ходе следования промаркировали наиболее сложные участки, установили указатели-баннеры, — поделилась руководитель экспедиции Нина Анкудинова. Всего участники похода по «чайному» пути преодолели более ста километров. Путешествие не из легких, но люди, отправившиеся в экспедицию, имели опыт хождения по тайге, выживания в сложных природных условиях, умели пользоваться картами и… оружием. На этой территории встречаются дикие звери. Во время экспедиции на двух исторических участках тракта на территории Кабанского района и в месте расположения одной из станций легендарного пути обнаружили интересные экспонаты. Находки передали в историко-краеведческий музей города Бабушкина. Два цибика в воловьей шкуре "Великий чайный путь" объединит российские регионы Дальнего Востока, Сибири, Урала, Поволжья, Москву и Санкт-Петербург. — Восемнадцать российских регионов уже направили свои предложения по содержательному наполнению идеи. Они включают достопримечательности, местные туристические маршруты, отели и туроператоров, заинтересованных в реализации проекта, — заявил заместитель министра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков. Все предложения проанализируют эксперты минэкономразвития, затем они разработают дорожную карту по созданию и продвижению маршрута. Это будет путь с элементами экскурсионного и образовательного туризма. На опорных пунктах предполагается посещения музеев, памятных экспонатов, связанных с торговлей чаем. Не забудут и про комфорт туристов: гостиницы, места отдыха и развлечений, спа-салоны — к их услугам все лучшее, что есть в России, Китае и Монголии. В Бурятии несколько опорных пунктов: город Улан-Удэ (историческое название Верхнеудинск), Удунгинский тракт и город Кяхта. Последнему в 2027 году исполняется 300 лет. Когда-то золотовалютные операции с Китаем проводились только в Кяхте, где процветала торговля и жили самые богатые купцы Российской империи. Кяхта считалась главной вехой «Великого чайного пути». Именно отсюда чай отправлялся в долгое путешествие по России. История чайного пути — это история развития торговых и мирных отношений России и Китая. Ее, такую увлекательную, готовы рассказывать всем, кто приедет в Кяхту, — накануне 300-летия города здесь намерены провести немало мероприятий, связанных с чаем, давшим ему жизнь. В лучшие свои годы Кяхта приносила российской казне 8-9 процентов всех ее доходов. Через нее пролегали маршруты самых известных экспедиций и исследователей, в том числе Пржевальского, Обручева, Цыбикова. Кстати, Кяхтинский музей имени Обручева представлял чайную экспозицию на выставке «Улица Дальнего Востока» на ВЭФ-2024. Здесь заваривали душистый и терпкий напиток, читали лекции по истории, фотографировались в стиле ретро с «помещиками» и старинными торговцами чаем и предлагали попробовать себя в роли ширельщика — некогда весьма высоко оплачиваемой профессии. — Чай давал всем работу и потому очень ценился. Представьте: его везли до Нижнего Новгорода 16 месяцев, чтобы он не потерял своих свойств и не испортился, не впитал в себя посторонние запахи, его зашивали в воловьи шкуры. Работа тяжелая, пыльная, но получали специалисты за труд очень приличные деньги и не отказывали себе ни в чем. В одну шкуру помещалось два цибика — плетеные китайские корзины с чаем. Савошник — эта профессия сегодня тоже утрачена — чай очищал, чтобы не попалось лишнего, ширельщик тщательно сшивал шкуру огромной иглой, — демонстрирует научный сотрудник Кяхтинского краеведческого музея Инга Абдулаева. От мастерства ширельщика зависело качество товара. Причем товара дорогого. Под руководством Инги я тоже попробовала сшить шкуру и — честно признаюсь — не справилась: очень уж тяжело. Зато почувствовала на себе, какими стараниями давался любимый напиток.