Фома Кантакузин едет в МосквуВ мае 1630 году в Москву приехал Фома Кантакузин, посол турецкого султана. Сам Фома был православным греком-«фанариотом», то бишь византийцем и официально считался потомком императоров Второго Рима (на сей счёт есть разные мнения, но, видимо, каким-то дальним отпрыском былых «василевсов» он таки был).
Православный посол исламского Халифа приехал в Москву договариваться о совместных боевых действиях против Польши. Ведь Речь Посполитая тогда главный и самый опасный противник Руси. Польский король Владислав по наследству от пертурбаций нашей Смуты всё ещё официально претендует на московский трон. Скоро, через два года, Россия начнёт не слишком удачную «Смоленскую войну». И турки как раз будут нашим неформальным союзником – тоже повоюют с панами у границ современной Молдавии.
Словом, весной 1630 года турецкий посол был на Руси желанным гостем – тем более для потомка византийских императоров это был уже третий дипломатический визит в Москву. Но вот мы пока расскажем не о геополитике, а личной «политике»…
В свите посла Кантакузина тогда приехал некий «турченин» Гаджи Муглы Терсень-«ареиз». Последний термин – «ареиз» – это так писцы Посольского приказа записали турецкое «реис», что на языке наших предков XVII века переводилось как «корабельщик», а сегодня бы звучало как капитан.
Гаджи Муглы, как следует из имени, был мусульманин. И приехал он разыскивать своих сыновей – их захватили донские казаки во время морского набега.
Действительно, в 1625 году – не смотря на прямой запрет царя, чтоб «турского салтана не задиралися, и на море не ходили» – донские атаманы отправились в ежегодный морской набег. У берегов Крыма они разорили город Гёзлев (будущую Евпаторию), а потом, объединившись с коллегами из Запорожской Сечи, маханули к противоположному берегу Чёрного моря, грабить Трапезунд. Ограбили более-менее успешно, но не без потерь.
На обратном пути донские казаки и запорожцы явно не всё поделили. Одного из донских атаманов запорожцы зарезали в ходе спора о тонкостях морской тактики и стратегии… Но большого разлада удалось избежать, и совместная казачья флотилия позахватывала у берегов османской империи немало турецких торговых судов.
На отходе, где-то у устья Дуная, казаков потрепали турецкие галеры. Отечественные романтики силовой коммерции не без потерь, но отбились. Вот в этом походе в казачий полон и угодили малолетние сыновья «корабельщика Гаджи Муглы» – в русской записи четырёхвековой давности «Садий да Агмут».
Приехавший с посольством осман явно был богат и до поездки в Москву провёл частное расследование. Знал, что на Дону его сыновей купил «московский торговый человек» Фёдор Цыплятников.
Поскольку между царём и султаном был мир (дружили, напомню, против поляков), поскольку походы донских казаков на турок «за зипунами» были царём запрещены, то турок подал официальную челобитную через Посольский приказ о розыске сыновей.
Дело повёл Разрядный приказ.
В Москве быстро отыскали «торгового человека Овощного ряда» Фёдора Цыплятникова. Тот поведал, что в 1628 году купил «в Черкасском городке» на Дону «турского полону»: одного «малого Ахметку», двух «девок-турок» и «жонку-турку».
Тот самый Ахметка и был одним из сыновей «корабельщика Гаджи Муглы», ему было 12 лет и купили его за 12 рублей. Турецких «девок Фатмашку да Ангудунку» купили за 13 и 15 рублей (явно вторая была посимпатичнее), а турецкую женщину за 12 рублей. Ну логично – девицы всегда были дороже мужчин и женщин. Цены, кстати, приличные – добрый крестьянский конь тогда в центре Руси стоит 2 рубля, а хороший дом всего 10.
«Малого Ахметку» по пути с Дона «торговый человек Овощного ряда» Фёдор Цыплятников уступил без навара, за те же 12 рублей, воеводе города Ельца князю Юрию Андреевичу Звенигородскому (кстати, Рюрикович и приближённый первого царя из династии Романовых).
А вот «девку Фатмашку» в Москве «торговый человек Овощного ряда» выгодно перепродал «торговому немчину Ивану Никитину» за 30 рублей (то бишь получил 17 руб. прибыли!).
Ещё одна девица и женщина остались в семье Цыплятниковых, при том девицу, «девку Ангудунку» крестили, она стала Анной и была выдана замуж за некоего Тимофея.
Тимофей, однако, тоже был аналогичным турецким пленником – был захвачен казаками в 1621 году, когда плыл со своим отцом из Стамбула в Азов. По пути их перехватили казаки, турецкого папу убили, а сына продали. Only Business, Nothing Personal – с той стороны абсолютно зеркальные истории, только вместо донцов и запорожцев крымские и кубанские татары. Ну и поток «полоненников» на азиатские рынки был помногочисленнее, чем на московские – хотя бы потому, что османская Азия тогда куда богаче Московской Руси…
В ходе дальнейшего сыска по челобитной от турецкого «корабельщика» выяснилось, что второго его сына – «малого турченина Садийка» – купил «елецкий голова Иван Темирязев». Купил за 13 рублей 60 копеек (копейки тогда на Руси считали «московским счётом», наследственным от Золотой Орды – потому в документах XVII века, конечно, не 60 коп, а 20 алтын). К тому моменту уже 16-летнего «турченина» вызвали в Москву. Выяснилось, что он уже не фига не «турченин», а крещёный православный человек и даже научен писать по-русски (13 руб. 60 коп. сумма вполне солидная, похоже Иван Темирязев явно покупал мальчонку с расчётом инвестировать в него знание грамоты).
Короче, турецкому папе отказали в удовлетворении челобитной – по всем законам и понятиям Московской Руси той эпохи крещёные в православие не могут быть отданы или выданы или проданы «басурманам». Вот официально сохрани те пареньки исламское исповедание – разговор был бы другой, скорее всего отдали был отцу при возмещении им трат добросовестных покупателей.
Но понятно, что дети, попавшие «в полон» лет в 11-12 едва ли могли сознательно сохранять прежнюю религию.
Словом, история для той эпохи почти обычная. Для турецкого папы весьма печальная. А вот для бывшего «малого турченина Садийка» уже не столь и печальная – грамотный человек там и тогда это весьма завидное социальное положение при любых сословных раскладах.
P.S. Но вот для кого эта история особенно печальна – так это для потомка византийских императоров, посла Фомы Кантакузина.
В ходе следующего дипломатического визита на Русь его и его посольскую свиту, состоявшую в основном тоже из православных «греков», убили те самые донские казаки.
В оправдание убийства дипломатов храбрые (реально очень-очень храбрые, это ж как раз начало без шуток чрезвычайно героического «Азовского сидения»), но совсем не безгрешные атаманы Дона придумали креатив, даже для той эпохи граничащий с детской наивностью – написали в Москву, что убитые посол и его свита занимались колдовством: «Злым волшебством чинили пакости великие… на наши таборы нарядныя чары пущали».
Ну а ценности и документы посольства со слов казаков «неведомо коими мерами истерялись».
P.P.S. Впрочем, Кантакузинам к таким смертям было не привыкать. Папу и дядю убитого казаками Фомы Кантакузина когда-то на исходе XVI века казнил османский султан. Так что к потере головы было не привыкать. Эпоха-с. Суровая.
https://t.me/alter_vij/3205 - цинк