24 июня приходится четыре важных православных праздника. Сведения о таких датах содержатся в календаре церковных торжеств, постах и днях памяти святых. Этот список помогает православным христианам ориентироваться в датах важнейших религиозных событий.
Церковные православные праздники 24 июня
Апостолов Варфоломея (Нафанаила) и Варнавы (Иосифа)
Церковь в этот день вспоминает двух выдающихся святых: Варфоломея, одного из двенадцати апостолов Христа, который нес Евангелие по Сирии и Малой Азии, и Варнаву, известного как Иосиф, который был одним из семидесяти учеников Христа и активно проповедовал в Кипре и Риме.
Святой апостол Варфоломей, родом из галилейской Каны, вместе с апостолом Филиппом, чья память отмечается 14 ноября, отправился благовествовать после Сошествия Святого Духа. Они пережили множество испытаний, от избиений до заключения в темницы, расходясь и снова встречаясь в разных городах. В Иераполе Фригийском, силой молитв, они уничтожили огромную змею, которую местные жители поклонялись как богу, подтверждая свою проповедь чудесами.
Однажды, после исцеления слепого Стахия, который обратился в христианство, городской начальник приказал арестовать апостолов и сжечь дом, где они остановились. На суде апостолы были обвинены в отвращении людей от местных божеств, что языческие жрецы рассматривали как магию. Во время суда, когда пытались снять с них одежду, дева Мариамна, сопутствовавшая им, явилась как огненный факел, и никто не осмелился прикоснуться к ней. В итоге апостолов приговорили к распятию. Во время землетрясения, вызванного их казнью, погибли многие, включая правителя города. Остальные, испугавшись, спешили снять апостолов с крестов. Варфоломей был спасен благодаря низкой высоте креста, в то время как Филипп скончался. Варфоломей, поставив Стахия епископом Иераполя, покинул город вместе с Мариамной, которая позже умерла мирно в Ликаонии.
Проповедуя христианство, Мариамна отправилась в Ликаонию, где скончалась в мире (память её отмечается 17 февраля). Апостол Варфоломей, в свою очередь, направился в Индию, где перевёл Евангелие от Матфея на местный язык и привёл к вере в Христа многих. Затем он посетил Великую Армению, территорию между реками Курой и верховьями Тигра и Евфрата, где совершил много чудес и исцелил дочь местного царя Полимия от беснования. В знак благодарности Полимий и его окружение приняли крещение, и их примеру последовали жители десяти городов региона.
Однако за его успешные проповеди, брат царя Астиаг арестовал Варфоломея в городе Альбане (современный Баку) и приговорил к казни, распяв его вверх ногами. Даже с креста Варфоломей продолжал проповедовать, что привело к его мученической смерти: кожу с него содрали и обезглавили. Его останки были помещены в оловянную раку и захоронены. Около 508 года мощи были перенесены в Месопотамию, в город Дары, а после завоевания города персами в 574 году, христиане, спасая реликвии от врагов, опустили их в Чёрное море. По Божьей воле рака чудесным образом доплыла до острова Липари. В IX веке, после завоевания острова арабами, часть мощей была перевезена в Неаполитанский город Беневент, а позже, в X веке, и в Рим.
Преподобного Варнавы Ветлужского
День преподобного Варнавы Ветлужского, который провёл 28 лет в подвиге на Красной горе у реки Ветлуги, отмечается в честь его уединённой жизни.
Рождённый в Великом Устюге, Варнава изначально служил священником в одной из церквей города. В 1417 году он уединился на берегу реки Ветлуги, где на Красной горе он провёл следующие 28 лет, молясь и псалмопевая, питаясь лишь дубовым мохом и лесными ягодами. По словам летописца, к преподобному подходили дикие звери, включая медведей, которые жили неподалёку от его кельи. Несмотря на их дикую природу, звери были кротки и не причиняли ему вреда, что Варнава считал благословением от Бога.
Красная гора была удалена от населённых пунктов, находясь в радиусе 50 верст от ближайшего жилья. Однако изредка к нему приходили люди за благословением и мудростью. Преподобный Варнава предрёк, что после его смерти на этом месте умножится население, и монахи основают здесь обитель.
Согласно легенде, в 1439 году, перед основанием обители на реке Унже, преподобный Макарий (память отмечается 25 июля) искал наставления и мудрость у преподобного Варнавы.
Преподобный Варнава скончался 11 июня 1445 года в глубокой старости. После его кончины место его уединенных подвигов стало местом притяжения для монахов и земледельцев со всей округи, что привело к значительному росту населения вдоль реки Унжи до самой Волги. На том месте, где он подвизался, были построены две церкви: одна в честь Пресвятой Троицы, другая над его могилой во имя святителя Николая Чудотворца. Там же был основан общежительный монастырь, известный как Варнавинская пустынь.
Житие преподобного Варнавы было записано в 1639 году иеромонахом Иосифом (Лядкиным), монахом Варнавинской пустыни, который позднее стал ведущим руководителем Московского Печатного двора. Чудеса, случившиеся у его могилы, были официально подтверждены в том же году по указу Патриарха Иоасафа.
С течением времени на месте Варнавинской пустыни возник уездный город Варнавин, а главный храм монастыря стал городским собором, посвящённым апостолу Варнаве.
Перенесение мощей преподобного Ефрема Новоторжского, архимандрита
Преподобный Ефрем, основатель Борисоглебского монастыря в Торжке, почитается за перенос своих мощей, который произошел в 1572 году. В честь этого события праздник был учрежден в 1580-х годах.
Ефрем Новоторжский Чудотворец, родом из Венгрии («из Угорских земель» — в текстах службы преподобному), вероятно покинул свою родину вместе с братьями Моисеем и Георгием из-за преследований православных латинянами. Прибыв в Ростов, он вступил в службу к святому князю Борису, сыну князя Владимира.
В 1015 году у реки Альта (современная Полтавская область) святой Борис был убит Святополком Окаянным. Вместе с ним был убит брат Ефрема, Георгий, а Моисей смог убежать (см. Киевский Патерик). Ефрем, в то время отсутствовавший, узнав о гибели князя Бориса и своего брата, пришел на место трагедии. Он обнаружил тело брата Георгия и забрал его голову, которая по его завещанию была помещена в его могилу и до сих пор находится там.
Покинув княжеский двор, Ефрем поселился на высоком берегу реки Тверды, где впоследствии стал Торжок. В 1038 году, когда рядом с ним обосновались люди, ищущие уединенной жизни, он построил церковь в честь первых русских мучеников — святых князей Бориса и Глеба.
Недалеко от Торжка, на берегу Ветлуги, был основан Борисоглебский монастырь, где преподобный Ефрем подвизался в течение 28 лет. Он был родом из Великого Устюга и до своего ухода в монастырь служил священником. В 1417 году он уединился на Красной горе, где провел остаток жизни в молитве и самоотречении, питаясь скромно и общаясь с дикими зверями, которые были к нему необычайно ласковы.
Благодаря его святой жизни, место его уединения превратилось в место паломничества. На этом месте позднее возник монастырь, посвященный святому Симеону Столпнику, который в последствии стал приходской церковью селения Семеновского. Ефрем был избран настоятелем этого монастыря, и хотя некоторые источники упоминают его как архимандрита, это не соответствует историческим данным, так как звание архимандрита стало использоваться в России только в 14 веке.
Преподобный Ефрем скончался 28 января 1058 года. Его мощи были чудесно обретены 11 июня 1572 года и сейчас покоятся в серебряной раке. Житие преподобного было записано в 1639 году иеромонахом Иосифом (Лядкиным), который позже стал управляющим Московским книжным Печатным двором. В честь преподобного Ефрема установлено несколько праздничных дат, включая дни его кончины, открытия мощей и переноса мощей, когда проводятся многочисленные церковные торжества и крестные ходы, участвующие в которых могут поклониться святому Ефрему, одному из уважаемых защитников православной веры.
Иконы Божией Матери: «Достойно есть» (Милующая)
Празднование иконы Божией Матери под названием «Достойно есть» является значимым событием. Этот святой образ веками хранится в Карейском монастыре, расположенном на священной горе Афон. Считается, что икона была создана около 980 года, а её широкое церковное почитание началось в 1864 году. Икона известна своими чудесами и исцелениями, приписываемыми молитвам перед ней.
Ежегодно верующие собираются, чтобы отметить этот день, восхваляя милости, которые святой образ несет молящимся перед ним. Эта икона является духовным ориентиром для многих паломников, приезжающих на Афон, и символизирует не только исцеление, но и духовное обновление для всех, кто ищет утешения и помощи у Пресвятой Богородицы.