Девятый по счету Восточный экономический форум обозначил главные направления усилий правительства России по созданию в Приморском крае современного центра международной торговли. Девиз форума — “объединим усилия, создавая возможности” — отражает принципиально новый подход к развитию экономики страны. Ставка делается на создание мощной инфраструктуры для российского и зарубежного бизнеса, заинтересованного в создании новых предприятий на территории края. Однако, это не только логистика и энергетика, это и организация образовательной системы для подготовки кадров, поощрение рождаемости и миграции в Приморский край.
Предлагаем рассмотреть основные направления государственной политики на Дальнем Востоке и в Приморском крае в частности.
Мастер-планы и города-спутники
Еще Госплан СССР разрабатывал проект города-спутника рядом с Владивостоком. Историческая застройка и сложный ландшафт препятствовали развитию города. После развала СССР этот проект, как и многие другие, был забыт. Теперь, когда политика государства направлена на развитие, а не выживание, комплексный подход вновь стал востребован и город-спутник Новый Владивосток планируют построить уже к 2027 году.
Необходимость строительства городов-спутников обусловлена не только сложностью проектирования — новые жилые районы будут построены с учетом современных требований к комфорту, безопасности и доступности социальной и транспортной инфраструктуры. Новое качественное жилье позволит сократить миграцию из региона, а также привлечет переселенцев из “большой России”. При этом опыт Владивостока будет применяться и в других субъектах Российской Федерации. Таким образом будет решаться проблема дефицита кадров и оттока населения.
Всего, по данным Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, разрабатывается 38 мастер-планов городов (22 — дальневосточных и 16 арктических городов), предполагающих постройку более 1 000 новых объектов.
В целом, традиционный для XX века подход “сначала производство, потом люди” заменен на противоположный — государство создает условия для привлечения людей, а уже на этой базе бизнес создает рабочие места. Как заявил Владимир Путин, “бараки рядом с заводами уходят в прошлое”, и страна заинтересована, прежде всего, в создании комфортных условий для жизни граждан, что также выгодно инвесторам, которые могут заняться развитием бизнеса, а не бесконечной борьбой с оттоком трудовых ресурсов.
Развитие науки и международной кооперации в исследованиях
В условиях беспрецедентной санкционной войны против России остро встал вопрос технологического суверенитета. Российские корпорации сначала самостоятельно, а затем и в сотрудничестве между собой, начали внедрение отечественных программных продуктов для промышленности. Но заменить все сразу, и тем более, “догнать и перегнать” — задача бесперспективная. Поэтому в рамках поворота на Восток, на острове Русский был создан инновационный научно-технологический центр. Главной целью создания центра стало развитие высокотехнологичного бизнеса на Дальнем Востоке России и продвижения наукоемких продуктов и технологий на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Это программа привлечения до тысячи ученых, в том числе ученых с мировым именем, для того чтобы вместе с ДВФУ, вместе с установкой «мегасайенс» остров Русский был передовым научным центром федерального значения и удобной площадкой для взаимодействия с научным сообществом АТР.
Впервые за много лет, наши научные центры смогут кооперироваться с коллегами из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Обмен технологиями и углубление кооперации дадут импульс к развитию не только промышленности Дальнего Востока, но и всей страны.
Логистика
Географические преимущества Дальнего Востока — его включенность в международные торговые маршруты, а также одинаковый часовой пояс со странами АТР также будут усилены государством в части развития железнодорожной и портовой инфраструктуры. В частности, планируется увеличить провозную способность Северного морского пути почти в четыре раза, до 150 млн тонн, к 2030 году, а Восточного полигона — до 270 млн тонн к 2032 году. Это не только придаст мощнейший стимул для дальневосточных производств, но и позволит региону зарабатывать значительные средства на транзите грузов.
Порты Приморского края получают все больше внимания государства и инвесторов. На юге региона заработал порт “Суходол” — специализированный морской комплекс по приемке, хранению и погрузке угля на морские суда. С вводом дополнительных мощностей грузооборот составит 12 миллионов тонн угля в год, в перспективе вырастет до 20 миллионов тонн. С учетом роста потребления угля в Китае, Индии, Индонезии и других странах, актуальность такой инфраструктуры будет только увеличиваться и российские добывающие компании смогут увеличить объемы поставок на международный рынок. В городе Артем начинается строительство крупнейшего в России “сухого” порта — ТЛЦ “Артем”. На терминале будет применяться уникальная технология ускоренной обработки контейнерных поездов. Также данный ТЛЦ будет способствовать решению государственной задачи по повышению провозной способности Транссибирской магистрали и ускорению доставки импортных грузов с Дальнего Востока, в том числе за счет интенсификации применения технологии перевозки контейнеров в полувагонах и сдвоенными контейнерными поездами.
Отдельно стоит рассказать о свободном порте Владивостока. Территория, которая пользуется особыми режимами таможенного налогового и административного регулирования включает в себя порты Приморского, Хабаровского, Камчатского края, а также Сахалинской области и Чукотского автономного округа. Налоговые и другие льготы для резидентов СПВ будут действовать до 2085 года и включают в себя: нулевой налог на прибыль, землю и имущество (на первые 5 лет), единый социальный налог в 7,6% (на 10 лет), а также возможность привлечения иностранной рабочей силы без учета квот. Закон о создании СПВ был принят в 2015 году и на данный момент преимуществами ведения бизнеса на территории заинтересовались почти две тысячи компаний. Создано более 100 тыс рабочих мест, привлечено порядка 1,8 трлн рублей инвестиций.
Законодательство и регулирование
Глобальные проекты поддерживаются и на законодательном уровне — регулированием СПВ дело не ограничивается и по словам полномочного представителя Президента в ДФО Юрия Трутнева, на Дальнем Востоке сформирована целостная система управления развитием макрорегиона. Принят 81 закон и почти 500 правительственных актов.
И если создание особой экономической зоны и свободного порта Владивосток является уже традиционной практикой для поддержки бизнеса в России, то создание первой международной территории опережающего развития стало новацией в государственной политике. О создании в Приморском крае первой международной территории опережающего развития заявил глава региона Олег Кожемяко на пресс-конференции по итогам Восточного экономического форума.
«Для нас имеет большое значение то, что президент здесь обозначил строительство первой международной территории опережающего развития. Мы эту работу начнем с Минвостокразвития и уполномоченными институтами развития», — отметил губернатор.
Для резидентов МТОР устанавливаются налоговые преференции — обнуление налога на прибыль. Резидентом МТОР может стать новое российское юридическое лицо без ограничений по наличию в нем иностранных юридических и физических лиц. Для защиты резидентов МТОР от санкций предусматривается возможность закрыть публичный доступ к информации о них. Это позволит привлечь иностранные компании в регион, которые готовы вложить не менее 500 млн рублей в виде инвестиций.
Президент Владимир Путин попросил правительство и Госдуму ускорить принятие законопроекта, необходимого для создания международных территорий опережающего развития.
“МТОР должны предлагать глобальные конкурентоспособные условия для иностранных инвесторов, и прежде всего, конечно, из дружественных стран”, — заявил Владимир Путин на IX ВЭФ.
Необходимость активной законотворческой работы понимают и в Федеральном Собрании. Сенатор от исполнительного органа государственной власти Приморского края Александр Ролик по итогам ВЭФ-2024 написал в своем телеграм-канале:
“Сама жизнь подтвердила актуальность «поворота на Восток». Не случайно Президент подчеркнул, — деловые связи, торговые маршруты и в целом весь вектор развития все больше переориентируются на Восток и Глобальный Юг и от того, как будет развиваться Дальний Восток, во многом зависит будущее всей страны. А это потребует и динамичной работы по совершенствованию законодательства в тесном взаимодействии с регионами и Правительством России”.
По словам главы Минвостокразвития Алексея Чекункова, льготы для резидентов МТОР будут расширяться. Также пока идут обсуждения по выбору места для организации МТОР — Надеждинский район, Уссурийск или Хасанский округ.
А что бизнес?
Благодаря дипломатической работе с правительствами дружественных стран, интерес к Дальнему Востоку со стороны иностранного капитала растет. Соглашения, подписанные в рамках IX Восточного экономического форума, привлекут на Дальний Восток и в Арктику не менее 4 трлн рублей инвестиций. А к 2030 году в только в экономику Приморского края будет вложено не менее 10,5 трлн руб. По этому поводу полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев предложил Владимиру Путину повысить целевой показатель привлечения инвестиций:
“Я абсолютно уверен в том, что 10,5 трлн руб. мало. У нас уже соглашений подписано на 9,7 трлн руб. Поэтому будет другая цифра. Но ее надо посчитать”.
В части создания новый рабочих мест уже запущенные проекты создали 142 000 новых рабочих мест. Средняя зарплата резидентов ТОР и СПВ на 35% выше среднероссийской. Среди последних крупных производств, созданных в рамках господдержки — Приморский завод пластиковых труб. На заводе производят полимерные трубы разного назначения и диаметра. Планируется, что производственная мощность завода будет постепенно увеличиваться, и к концу 2024 года он будет выпускать до 24 000 тонн продукции в год, а к 2026 году завод сможет производить более 35 000 тонн трубных изделий ежегодно. Резидент ТОР “Надеждинская” запустил единственное в Приморье и второе на Дальнем Востоке производство закаленного стекла — завод по производству закалённого стекла и изделий из него – стеклопакетов, а также окон и витражей. В месяц предприятие выпускает 24 000 м2 продукции, которая используется при возведении жилья и коммерческой недвижимости на Дальнем Востоке. Компания “КИМ” при поддержке льгот и преференций свободного порта Владивосток создала в Хасанском районе Приморского края инфраструктуру для поставок сжиженного углеводородного газа (СУГ) в страны Азиатско-Тихоокеанского региона мощностью 150 000 тонн СУГ в год с возможностью увеличения до 300 000 т/г.
В данной статье мы лишь кратко обозначили основные направления развития Дальнего Востока и Приморского края в частности, которые уже реализуются. Мощный импульс от федерального центра, что важно, был не только верно понят и поддержан местным правительством, но и качественно реализуется командой губернатора Олега Кожемяко. При этом, интересы жителей ставятся как главная цель всех преобразований. Новый подход, как мы уже отмечали ранее, оправдал себя и уже сейчас в Приморском крае можно видеть, как улучшение качества жизни и развитие инфраструктурных проектов привлекает бизнес и новых жителей на Дальний Восток России.
Ранее на «Пронедра» писали, что углеродный след ВЭФ-2024 компенсирован с помощью РУСАЛа