В 2024 году Российский государственный институт сценических искусств (РГИСИ) отмечает 245-летие. Об истории и сегодняшнем дне старейшего в России учебного заведения рассказала его ректор Наталья Пахомова
— Наталья Владимировна, давайте вспомним историю института, который не раз менял название, но не предназначение – готовить специалистов для театра. — История нашего института берет свое начало из Балетного училища, в котором в 1779 году стали преподавать драматическое искусство, и знаменитым русским актером Иваном Дмитревским была открыта Драматическая школа. Впоследствии эта школа вобрала в себя лучшие традиции русского театра, которые мы и сегодня передаем своим студентам – открытия Станиславского, Мейерхольда, Чехова. Ведь что такое традиция? Вспоминаются слова австрийского композитора Густава Малера – «традиция – это передача огня, а не поклонение пеплу». И наши мастера на протяжении нескольких веков передают своим ученикам из уст в уста не только величайшие традиции, но и огонь своей души. — Театральный процесс постоянно развивается. Как шагать в ногу со временем? — Сегодня институт успешно реализует обучение по 10 направлениям на базе 8 факультетов. Конечно, некоторые профессии, например, переписчик нот, со временем ушли, зато появились новые. Мы готовим специалистов по всем существующим театральным специальностям, открываем новые факультеты. Например, в 2013 был создан факультет мастерства сценических постановок, на котором реализуются программы магистратуры, в 2015 году появился факультет музыкального театра и эстрадного искусства. А в этом году на базе кафедры режиссуры кино и телевидения начал свою работу первый в России факультет аудиовизуальных искусств. У нас была давняя мечта, которую сегодня удалось воплотить в жизнь. Талантливый петербургский режиссер Яна Тумина в 2021 году набрала свой курс под условным названием «Кукольный театр под ключ». Здесь вместе обучаются студенты основных специальностей вуза: артисты, режиссеры, театроведы, сценографы, художники-технологи, продюсеры. Этот набор реализован совместно с Бурятским театром «Ульгэр», труппа которого вскоре пополнится нынешними студентами этого набора. Это очень интересный опыт как для нашего института, так и новое направление в контексте многолетнего взаимодействия с национальными студиями и целевыми наборами для театров. Также я очень горжусь тем, что в прошлом году мы набрали целевой курс для мариупольского театра. В этом нам помогали многие и, главным образом, Санкт-Петербург. Одни обеспечивали транспортом, другие – питанием, кто-то выделил деньги на стипендии. И, конечно, мы очень благодарны всем, кто принял в этом участие. С ребятами встречался губернатор Александр Беглов. Он сам бывал в Мариуполе, знает город, поэтому у них состоялся интересный, по-настоящему живой диалог. — У вуза есть еще и филиалы. — Да, это еще одно направление развития института. У нас открыты три филиала – в Кемерово, Калининграде и Владивостоке. Для вуза большая честь быть частью масштабного национального проекта «Культура» по созданию в регионах культурно-образовательных кластеров. Аналогов этому проекту нет во всем мире, его задачи заключаются в том, чтобы молодые люди из регионов имели возможность получить качественное образование, не уезжая из своих городов и оставаясь после обучения на своей малой родине, работая впоследствии на благо развития культуры и искусства по всей стране. Студенты и педагоги филиалов обеспечены прекрасным оборудованием, высококлассным учебным корпусом, общежитием, квартирами для преподавателей в отдельном доме – и все это новые, специально построенные для филиалов здания. Кроме того, важным событием стал запуск при филиалах Школ креативных индустрий. Здесь дети от 12 до 17 лет могут пройти бесплатное обучение в студиях дизайна, анимации, театра и театральной технологии, фото- и видеопроизводства, звукорежиссуры и современной электронной музыки, интерактивных цифровых технологий. Для ребят это прежде всего возможность творить. А задача РГИСИ – нести нашу театральную культуру, сделать все, чтобы культурный слой не истончался. Для нас очень важно готовить всесторонне образованных специалистов и начинать знакомство с нашими будущими абитуриентами до их поступления к нам. — Верно ли суждение, что молодежь сегодня не та, мол, не читает и мало чем интересуется? — Мне трудно говорить о молодежи вообще, но с уверенностью могу сказать, что именно в РГИСИ, как правило, приходят высокомотивированные и достаточно образованные молодые люди. Тем не менее часто можно услышать, что актеру не требуется высшее образование. Этим летом в проекте, посвященном университетским сменам «Движение первых», в Кемерово я читала лекцию, в том числе обсудили со слушателями тему «Нужно ли актеру высшее образование?». И знаете, какие это были потрясающие молодые люди - позитивные, с осмысленными глазами, тонко чувствующие, талантливые. Они не просто были уверены в необходимости высшего образования для актера, но и аргументировали это. Говорили, что он должен много знать, уметь работать со своим речевым аппаратом, взаимодействовать с публикой. Также в РГИСИ я на протяжении нескольких лет веду семинар по управлению персоналом. Мы много говорим о мотивации, и очевидно, что студенты понимают, что определяющим в нашем деле являются главным образом не деньги, а возможность творчества. — Наверное, мало какой вуз может похвастать таким количеством звездных выпускников и преподавателей. — Безусловно, великих имен много. В театральном институте на Моховой учились Алиса Фрейндлих, Сергей Юрский, Марина Неёлова, Михаил Боярский, Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Олег Погудин и многие другие выдающиеся деятели культуры. В нашем институте преподает целая плеяда действующих практиков театрального искусства, артисты, режиссеры, сценографы, продюсеры, театроведы, среди которых: Валерий Фокин, Лев Додин, Эдуард Кочергин, Вениамин Фильштинский, Андрей Могучий, Семен Спивак, Анатолий Праудин, Геннадий Тростянецкий, Лев Эренбург, Александр Петров, Александр Чепуров. С нами на протяжении многих лет сотрудничают руководители ведущих петербургских театров, и мы им безмерно им за это благодарны. Наши мастера – люди, от которых напрямую зависит вектор развития отечественного театра. — Все знают, что самый большой конкурс – в РГИСИ. И нередко можно слышать, что такое количество артистов и режиссеров нам не нужно, что они остаются без работы. Так ли это? — Это болезненный и проблемный для меня вопрос, так как к нам эта статистика не относится. Трудоустройство по самой многочисленной специальности «артист драматического театра и кино» у нас достигает 97,3%. К тому же, люди творческих профессий не всегда бывают трудоустроены только в одном театре. В нашей среде немало фрилансеров, которые при этом востребованы и много работают. Тем более, что сегодня есть разные возможности для реализации – работа в театрах, съемки в сериалах и кино, участие в различных междисциплинарных проектах. — А своим студентам вы разрешаете сниматься? Ведь раньше это категорически запрещалось, и дело порой доходило даже до отчисления. — Лично я никогда не препятствую. Но одно дело – отпустить на полдня, другое – на месяц. Это решение принимается мастером, который ежедневно видит, как студент себя проявляет. Также могут быть опасны последствия такого опыта. Многие мастера возражают, когда студенты младших курсов выходят на большую сцену или принимают участие в крупных проектах, ведь у некоторых может возникнуть ощущение, что они уже всему научились и могут все. А на самом деле это не так, им еще учиться и учиться. Все должно быть в свое время. Конечно, это не относится к Учебному театру «На Моховой». Он не имеет аналогов в Петербурге. Выход на сцену Учебного театра – уникальная возможность в рамках учебного процесса под чутким руководством педагогов опробовать свои силы на большой сцене. Наши студенты, будущие звезды театра и кино, выходят на его сцену как правило с третьего курса. И спектакли Учебного театра пользуются большим успехом у публики. — За последние годы ремонт претерпели и другие объекты РГИСИ. Что еще предстоит сделать? — Проведены работы по реставрации и ремонту фасадов и внутренних этажей учебного корпуса на Моховой, 33–35. Четверть века он стоял в лесах, затянутых сеткой. Между тем, это историческое здание, легендарное Тенишевское коммерческое училище, где учились поэт Осип Мандельштам, литературовед Виктор Жирмунский, писатель Владимир Набоков. Кроме того, мы провели благоустройство и модернизацию дворовой территории. Полностью заменили все старое оборудование. Также приведены в порядок фасады, входная зона учебно-административного корпуса на Моховой, 34. Кстати, это тоже историческое здание, особняк Н. В. Безобразовой, в нем после революции располагалась Канцелярия Совета министров. Здесь планируется осуществить реконструкцию с элементами реставрации и приспособлением под современные условия. Буквально на днях проект прошел Госэкспертизу. И сейчас наша приоритетная задача – на время ремонта и переезда обеспечить институт дополнительными площадями. — Наталья Владимировна, кем вы себя ощущаете - топ-менеджером, творческим работником, педагогом? А недавно вы стали еще и членом Совета при президенте РФ по культуре и искусству. Как все это вместе уживается? — Я окончила экономический факультет Ленинградского государственного университета. В нашем институте окончила аспирантуру и защитила кандидатскую диссертацию. Также имею опыт госслужбы, и все эти годы не прекращаю преподавательской работы. В РГИСИ мне интересно, много новых задач, и главное – виден результат. Я искренне считаю институт на Моховой лучшим театральным вузом и также, как мои коллеги, испытываю огромную любовь к этому месту. Но любой руководитель не может все знать, и один делать все. У него просто не хватит физических сил. Должны быть профессионалы, которым ты полностью доверяешь. Мне в этом смысле повезло, у нас замечательная команда!