Медиапродюсер рассказал о ближайшем будущем кинематографа и объяснил, почему не стоит бояться AI-технологий
– Вы вошли в состав жюри V премии «Культура онлайн» Российского фонда культуры. Какие у вас впечатления от работ? – К своему стыду я узнал об этой премии в тот момент, когда меня пригласили. Но я был приятно удивлен. Особенно в контексте того, что там теперь есть номинация «Лучшая интеграция AI в культуре». Конечно, этой номинации я уделил особое внимание, хотя были весьма интересные работы и в других. Например, мне понравился проект «Ваш фамильный Фаберже». Меня очень порадовало, что такие значимые исторические художественные ценности так оригинально популяризируют с помощью технологий искусственного интеллекта. Или, например, в проекте «Возрождённая коллекция» Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского коллекцию картин, которая была утеряна во время войны, возродили нейросетью по текстовому описанию. Я рад, что с этого года искусственному интеллекту на премии уделяется особенное внимание. – Много ли заявок было в этом году? – Много! Но я благодарен, что организаторы облегчили нам задачу. В конкурсе 7 номинаций, и каждому эксперту премии необходимо было посмотреть проекты, попавшие в лонг-лист по итогам оценки конкурсной комиссии. Если бы пришлось отсматривать все поданные заявки, было бы значительно сложнее! Идеи в различных направлениях были очень интересны. Времени, конечно, на изучение всего ушло довольно много. – В вашей биографии написано, что вы медиапродюсер и основатель первого в России конкурса AI-фильмов «Myfilm48». А что такое AI-фильмы? – Это новое явление, которое появляется на наших глазах. Помните, еще в прошлом году появился мемный кадр, в котором Уилл Смит, с жадностью поедает спагетти? Страшный, криповый видеофрагмент, завирусившийся в интернете, который создан с помощью одной из первых моделей генеративного искусственного интеллекта. Выглядит неубедительно, и, конечно, профессиональные кинематографисты скептически относились в тот момент к этому явлению. С насмешкой говорили: «Вот он ваш, искусственный интеллект». С момента публикации того ролика прошло 11 месяцев, и прогресс дошел до того, что теперь зрители 50/50 уже не могут отличить, реальная ли это съемка или генерация. Сгенерированные изображения подтянулись по качеству до уровня, который не отличить от фотографии. 2024 год закрепляет за собой ключевого года AI-развития в области видео. Мы видим с вами, то, что формируется новая реальность. И давно за этим внимательно слежу, поскольку моя компания занимается производством мультимедийного контента более 15 лет. Конечно, для меня это сейчас ключевое явление. – В интернете можно найти статью, в которой вы прогнозируете развитие AI-технологий. Предсказания сбываются? – Да, буквально через пару месяцев после публикации той статьи известная американская медиакорпорация компания Lionsgate («Голодные игры», «Дивергент», «Сумерки», «Джон Уик») подписала соглашение с ключевым игроком генеративного видео компанией Runway, о создании кастомизированной модели ИИ, которая буде обучена на фильмах и шоу из собственной библиотеки. В ближайшее время, думаю, мы увидим сгенерированного Джона Уика. Я в этом не сомневаюсь! Второе сенсационное соглашение: известный кинорежиссер Джеймс Кэмерон («Титаник», «Аватар», «Терминатор») вошел в совет директоров значимой компании Stability Ai, и теперь он будет определять будущее ИИ кино. Очевидно, что 2024 год – поворотный. И он не закончится на этом, жду информационную бомбу в сфере искусственного интеллекта в конце года, когда опубликую нашумевшую модель SORA от компании Open Ai. – К чему готовиться человечеству? – Если говорить про кино, то надо готовить себя к тому, что будет все больше и больше генеративного контента. От коротких роликов и зарисовок в соцсетях до показов нейрофильмов. Это чем-то похоже на то, что когда-то делали братья Люмьер: экспериментальные зарисовки, типа “Выхода рабочих с фабрики” и “Прибытие поезда”… В тот момент это было революцией, думаю, что сейчас происходит что-то похожее. Уже в кратчайшие сроки мы увидим полнометражные фильмы, созданные с помощью этих инструментов. А дальше – вопрос техники. Сформируется спрос, будет расти предложение. Количество профессионалов будет увеличиваться. В конце концов дойдет до того, что на экранах мы будем видеть несуществующих актеров, которые будут обучены на актерской игре и технике настоящих живых людей, будет даже библиотека несуществующих знаменитостей. Предпосылки к этому мы видим – AI-персонажи ведут соцсети, появляются на обложках журналов. Рынок формируется на наших глазах! Все это, конечно, будет монетизироваться. А в итоге все будет кастомизировано, то есть доступно для каждого. Вы будете приходить домой и говорить: «Алиса, создай мне фильм со мной в главной роли, я покоряю дальние звезды вместе с Томом Крузом». – Это значит, что лень – это, и правда, двигатель прогресса? Кажется, нажал пару кнопок, и все, видео готово… – Это на 100% так. Причем во всех сферах. Однако есть и проблемы. Будет меняться ландшафт рынка труда, вакансии сильно изменятся в ближайшее время. Мы будем видеть дефицит профессий. Взлет, а затем падение их зарплат. Знаете, это как сравнивать фотографию и живопись. С момента изобретения фотографии и фотоаппарата, конечно, живопись сократилась. Те люди, которые рисовали за копейки, исчезли, остались профессионалы с высокими ценами. Хорошая живопись художника оценивается в сотни тысяч рублей. И вот теперь происходит то же самое. Появился генеративный контент, быстрый, дешевый. Здесь, конечно, своя специфика. Нельзя сказать, что тут само все делается. Чтобы создать что-то достойное и качественное с помощью нейросетей, нужно готовиться к сложностям. Все далеко не так легко. Если есть в голове идея, чтобы ее вывести на экран, недостаточно просто задать параметры, здесь тоже нужно попотеть. Должен сформироваться рынок профессионалов, которые будут востребованными и дорогими специалистами. Будет формироваться своя аудитория, свой сегмент рынка. К 2026 году компания Gartner прогнозирует, что 80% всех компаний мира будут использовать в своей работе генеративные нейросети. Еще два года назад это был 1%. Рост в 80 раз! – Может, тогда в школах пора вводить дополнительную дисциплину? Вроде кибербезопасности? Или обучать AI-технологиям? – Не без гордости могу сказать, что недавно проходила всероссийская неделя искусственного интеллекта, в которой я принял участие и рассказал слушателям про нейросети в кино. Считаю, что это правильное и своевременное мероприятие на аудиторию школьников 7-8 классов и учителей. Из всех лекций моя была одной из самых востребованных! Нейросети в кино привлекают наибольшее внимание. Летом на фестивале «Karakuz» в Альметьевске мы вместе с организаторами придумали инновационное мероприятие в котором протяжении трех дней показывали ребятам, как работают нейросети. Это очень важное отраслевое и социально значимое мероприятие. Это будущее нашего кино! В школах это должен быть отдельный предмет. Есть базовые вещи, которые необходимо рассказывать детям, чтобы они знали, что такое искусственный интеллект. Я бы ввел факультативы, кружки. Нужно изучать это явление всесторонне. Дети, когда выйдут на рынок труда, они все будут работать в этой системе. Плюс кибербезопасность, конечно. Здесь нужна и маркировка контента, и разработка систем, которая определяет, с фейковым изображением родственника или друга ты разговариваешь или с настоящим. Это очень масштабная работа, которую необходимо вести на государственном уровне. – На днях вы проводили мастер-класс и сказали, что при создании чего-то нового всегда находятся недовольные. А есть ли недовольные тем, что в фильмах используются нейросети? Конечно! Наиболее гневные комментарии поступают из актерского цеха… Конечно, они болезненно на это реагируют. Это естественно. Точно также, как много лет тому назад было со звуком в кино, когда Чарли Чаплин говорил Голливуду, что звук в кино не нужен и «прекратите эти провода растягивать». Надо понимать, что время не стоит на месте. Каждый поворотный этап в развитии технологий вызывает боязнь, неприязнь, страхи. Люди так устроены. Но реальность такова, и этого не избежать. Это новые дополнительные возможности. И чем раньше актриса или режиссер, продюсер, монтажер, да любой человек, поймет это, начнет изучать инструменты и проецировать на свою профессию, то его кадровая ценность и зарплата вырастут. И это не будет заменой, это, наоборот, будет усилением творческой компетенции и профессионализма. Надо не бороться, а понять, как этим инструментом пользоваться.