Мощные ледоколы, снежинки и коньки Романа Костомарова: о чем расскажет выставка «Лед.Жизнь»

Здесь научные исследования переплетаются с современным искусством

В пространстве Севкабель Порт открылась выставка-экспедиция «Лёд.Жизнь» (6+). Она расскажет о физических и химических характеристик льда до его применения в атомной энергетике, спорте, повседневной жизни и индустрии красоты. Уникальная экспозиция погружает посетителей в мир, где царит вечная мерзлота. Это настоящее приключение, способное ответить на множество вопросов: «Где и когда было изобретено мороженое?», «Может ли лед иметь различные температуры?» и «Возможно ли существование на льдине?». «Более 60% территории нашей страны находятся в зоне мерзлоты. Часто говорят о том, что россияне обладают закаленным характером и любят преодолевать разные трудности. Это является частью нашего ДНК. Но зима – это еще и про игру в снежки, катание на коньках, просмотр мультфильма «Умка», Новый год. На этих парадоксальных сочетаниях построена выставка. Мы говорим о жизни северных народов, о покорении Арктики и Антарктики, о станции «Восток». А для самых юных посетителей придумана отдельная линия», - рассказала продюсер и архитектор выставки Агния Стерлигова. Цари океанов Атомные ледоколы проекта 22220 - самые большие и мощные в мире. «Арктика» – это первое судно нового семейства атомоходов, уникального по своим возможностям и характеристикам. Сейчас в состав Росатомфлота входят ещё шесть судов: «Сибирь», «Урал», линейный атомные ледоколы «50 лет Победы» и «Ямал», мелкосидящие атомоходы «Таймыр» и «Вайгач». Нина Вдовина - выпускница Государственного университет морского и речного флота имени адмирала Макарова. Она уже пять лет работает в Росатомфлоте. Признается, эта работа требует не только высокой квалификации, но и ответственности. «Ещё на четвертом курсе мне посчастливилось участвовать в Арктической конференции, где я познакомилась с капитаном «50 лет Победы». Он очень интересно рассказывал про работу и про Арктику. Я попала на морскую практику в Росатомфлот. Начала на ледоколе «Таймыр». Отмечу, что специалистам во время обучения в вузе требуется морской ценз - один год, чтобы получить рабочий диплом», - рассказала Нина Вдовина. Сейчас Нина Вдовина - второй помощник капитана головного универсального атомного ледокола (ГУАЛ) «Арктика». В её обязанности входит прокладка маршрута во льдах Арктики. «Помощников капитана несколько, и все мы занимаемся безопасной отработкой судов в акватории Северного морского пути. Я составляю план перехода, которому мы будем придерживаться. Например, здесь все пользуются картами, которые автоматически составляют маршрут. Мы же его делаем вручную, исходя из глубин и ледовой обстановки. Тем не менее, от этого маршрута нам постоянно приходится отклоняться и выбирать себе путь каждую секунду, смотря на радиолокатор и другие особенности», - прокомментировала второй помощник капитана ГУАЛ «Арктика». Капитан судна Василий Губкин и Нина Вдовина записали специальный рассказ для посетителей выставки о том, как именно происходит прокладка маршрута в белых просторах Арктики. Интересный факт: современные ледоколы не колют лёд, а давят его. Таким образом, чем толще лед, тем тяжелее должно быть судно. Также зрители увидят макет атомного ледокола «Арктика» в масштабе 1:200 и его сердце - воссозданный элемент ядерного реактора. К слову, сейчас в Петербурге на Балтийском заводе продолжается строительство универсальных атомных ледоколов «Якутия», «Чукотка» и «Ленинград». А на Дальнем Востоке строится головной атомный ледокол «Россия» проекта 10510. Образцы древней атмосферы В центре внимания – лед возрастом 603 тысячи лет. Научное название уникального экспоната - керн 5Г-3. Он был поднят в 2013 году из ледника в районе станции «Восток» в Антарктиде с глубины 3465 метров. Цилиндрический столбик льда представил Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт. По словам директора образовательного учреждения Александра Макарова, ледяные керны дают возможность исследовать температурные условия во времена, когда человека и цивилизации ещё не существовало. «Вся история с бурением началась от того, что понадобилось изучать климат прошлого. Сейчас температурные условия меняются, и чтобы понять причину этого, необходимо изучить, какие изменения происходили тогда по естественным причинам. Изучение керна дает много ценной информации. По изотопному составу мы узнаем температуру прошлого, химический анализ дает понимание толщи морского льда и циркуляцию атмосферы. Также там можно найти вулканическую и космическую пыли», - поделился Александр Макаров. Также он подчеркнул, что внутри льдов могут задерживаться пузырьки воздуха, в которых остались образцы древней атмосферы. Это дает возможность напрямую измерить содержание парниковых газов. «Благодаря кернам мы знаем, что сейчас у нас в атмосфере аномальное количество парниковых газов, которых не было на протяжении миллионов лет», - отметил Александр Макаров. Звезды и столбики Узоры и формы у каждой снежинки уникальны. Они бывают в виде пластинок, треугольников и столбиков. Экспозиция представит шесть типов кристаллов: дендриты, пластинки, поликристаллы, звезды, а также столбики и иглы. На мультимедийных экранах, словно под микроскоп, будет виден каждый завиток и лучик. Но как все-таки появляются снежинки? На этот вопрос ответил Сергей Титов, соавтор студии медиаискусства. «Снежинка состоит из молекул воды, между которыми есть небольшое расстояние, и они этим связаны. Эти элементы, можно сказать, треугольники, свободно летают в виде пара. Под действием давления и температуры они вступают в электромагнитное взаимодействие с ближайшими более массивными элементами», - сказал Сергей Титов. Секрет уникальной формы снежинок кроется в структуре воды. Несколько молекул H2O объединяются, образуя кольцо, что приводит к созданию шестиугольной формы. Именно это и составляет кристаллическую решётку льда. «Кристаллы типа дендриты выглядят ветвистыми и напоминают структуру растения. Для этого необходимо, чтобы в процессе создания они не ломались, была подходящая температура и им хватало влаги в атмосфере. Все лучи снежинки-дендрита ориентированы под углом 60 градусов относительно друг друга», - сообщил Сергей Титов. Спасли «Дорогу жизни» В года блокады Ленинграда в первые недели работы «Дороги жизни» систематически случились трагедии. Сотни грузовиков и автомобилей уходили под лёд. Организация движения и спасение человеческих жизней стало возможным благодаря прогибографу – оборудованию, разработанному учеными Физико-технического института имени Иоффе. В ходе исследований специалисты выявили причину потерь. Дело оказалось в колебаниях. Скорость движения автомобилей совпадала со скоростью волны подо льдом. Новые рекомендации, предложенные учеными, существенно повысили безопасность на дороге и продлили период её эксплуатации. Водителям советовали придерживаться особого скоростного режима – не превышать 35 километров в час. Макет прибора также можно найти на выставке. Золотая медаль и коньки Кроме того, в экспозиции представлены золотая медаль двукратной серебряной призерки Олимпийских игр, двукратной чемпионки мира по фигурному катанию Евгении Медведевой, краги обладателя Кубка Стэнли, трехкратного чемпиона мира, хоккеиста Александра Овечкина, коньки олимпийского чемпиона, двукратного чемпиона мира по фигурному катанию Романа Костомарова, а также платье российской фигуристки Камилы Валиевой, в котором она выступала на зимних Олимпийских играх 2022 года в Пекине.

 

События, определяющие день

Присоединяйтесь и будьте в курсе