Мирный беспилотник – кто будет его делать и как использовать

Эту «задачу XXI века» обсудили в «Экспофоруме»

У производителей высокотехнологичного оборудования появился новый профессиональный термин – российскость. Это значит – доля отечественных комплектующих при производстве. Есть отрасли, где стопроцентная российскость – цель номер один, и таковой, например, является строительство беспилотников. Об этом говорили на выставке «Российский промышленник». Организатором встречи выступил АО «Технопарк Санкт-Петербурга». По примеру Китая, но свое Нацпроект «Беспилотные авиасистемы» был учрежден в начале этого года – на срок до 2030 года. За это время предполагается выпустить 32 тысячи гражданских беспилотников, на что из бюджета будет потрачено почти 700 миллиардов рублей. Генеральный директор Агентства технологического развития Владимир Пастухов отметил, что в разных городах России уже реализованы 29 проектов, так или иначе имеющих отношение к дронам, и пока что это обошлось казне в 1,3 миллиарда. Если в других технических сферах грант, как правило, покрывает 80 процентов расходов, то дроностроители могут рассчитывать на 100. Обязательное требование ко всем аппаратам – наше, российское программное оборудование. Субсидии от правительства стали хорошим подспорьем, но даже если засыпать рабочих и конструкторов деньгами, все проблемы сразу не решатся. Во-первых, в большинстве городов действует принцип закрытого неба: полеты не разрешены без предварительного разрешения, которое не так-то просто получить. Это так называемый правовой барьер. Есть еще технологический (существующие аппараты трудно назвать совершенными, а значит – безопасными для окружающих). И коммерческий – использование беспилотников должно быть выгодно транспортным компаниям, и только тогда их будут покупать. А какая может быть выгода, если все стартовые площадки, которые город предлагает производителям, находятся в радиусе 50 километров от жилой застройки? «Я видел в Китае, как работают беспилотники-доставщики, - сказал модератор встречи Василий Анцев, занимающий должность директора комплекса беспилотных авиационных и морских систем АО «НПП «Радар ммс». – Человек заказывает товар, к окну через считанные минуты подлетает беспилотник, привозит заказ, а если заказов несколько, второй беспилотник послушно ждет в очереди. На выставках 90 процентов новинок – из области беспилотной техники. В том числе очень крупные модели. И беспилотные такси вовсю летают по городу». Что дешевле? В АО «Технопарк» имеется свой испытательный центр – центр прототипирования. Его консультант Наталья Рождественская рассказала, чего стоит сейчас подготовить пилота дрона. Если следовать всем правилам, обучение одного курсанта обойдется от 2 до 30 миллионов рублей (оператор дрона также осваивает навыки управления вертолетом, дельтапланом и четырьмя модификациями конвертоплана). Нужны ли ему эти знания – это автора закона не волнует. Когда дело доходит до реальных полетов, все они – разумеется – согласовываются с экстренными службами, причем в полетном задании указываются не только места старта и финиша, но и адрес резервного аэродрома, куда беспилотник должен будет сесть в случае отказа двигателя. Правила для всех едины: как для тяжелых БПЛА самолетного типа, так и для относительно легких. Немудрено, что их трудно соблюдать. «Скоро в города вернутся операторы, которых надо будет переучивать на гражданское оборудование, - напомнила Наталья Рождественская. – Центры переподготовки нужно готовить уже сейчас». А начальник Регионального центра Единой системы организации воздушного движения Радж Фаязов отметил, что сначала нужно определиться, где возможно массовое применение беспилотников, а потом уже подтягивать под эти требования учебную площадку. В свою очередь гендиректор фонда поддержки проектов Национальной технологической инициативы Вадим Медведев заявил, что команда, управляющая беспилотником, должна быть сборной. Если речь идет о сельскохозяйственном дроне, который создан для разбрасывания удобрений, то в ней должен быть агроном, если для разведки недр – соответственно, геолог. О самых востребованных программах использования БПЛА рассказал гендиректор компании «Летающие грузовики» Антон Блик. «Во-первых, доставка грузов на буровые платформы, - заявил он. - Во-вторых, все виды спасательных работ, доставка медикаментов. И наконец, строительство». Эксперт огласил свои подсчеты: морально устаревший вертолет Ми-8 стоит 800 миллионов рублей, а беспилотник – максимум 100 миллионов. Летный час стоит в три раза дешевле. Большой интерес к дронам проявляет также Почта России. Но в большом мире российских пилотов знают только благодаря шоу дронов, которое два года назад устроил в Эмиратах наш петербургский «Геоскан».

 

События, определяющие день

Присоединяйтесь и будьте в курсе