Возрождение советских школ - отличная идея, потому что сами советские школы были на самом деле возрождением дореволюционных школ (их лучших практик), только в более массовом формате. Те и другие отличал прежде всего акцент на воспитании личности в центре учебного процесса.
Однако инициатива молдавского политика, на мой взгляд, неосуществима, так как советская русская школа - это большая государственная система, которую нельзя воспроизвести в какой-то локальной местности, не меняя в целом всё образование. Иначе получится просто очередная сеть частных школ, только с пионерскими галстуками.
Речь должна идти о возрождении классической школы в масштабах всей России и - далее - всего русского мира. Это должна быть полноценная альтернатива постмодернистскому натаскиванию навыков. Отчасти этот процесс уже начался (изменение системы вузов с 2025 года), но его всячески пытаются затормозить и выхолостить, свести к жонглированию терминов "магистратура", "бакалавриат" и пр.
Возникает ещё такой вопрос — а возможно ли в принципе возрождение классической школы в нынешних условиях постмодерна и потребительского либерализма? не превратятся ли любые попытки в симулякр и пародию? Велик соблазн сказать — да, невозможно и не стоит даже пытаться, поскольку классическая школа зиждется на воспитании, а воспитание — на высоких идеалах, которые сейчас отсутствуют как общественные ценности.
Однако такая позиция — слабая, она нужна тем, кто ничего не хочет делать и менять. Это любимая поза некоторого рода российских патриотов, которые боятся действий и потому сразу же хоронят любую попытку исправить нашу жизнь к лучшему. «Ах, бросьте, с этой властью, элитой ничего не исправишь» — это обратная сторона либеральной мантры «в этой стране всё не так, не стоит и пытаться».
На мой взгляд, надо это пытаться делать уже сейчас, в нынешних условиях. Во многом благодаря СВО стало возможным и нужным избавляться от чуждых и вредных установок во всех сферах жизни.
Чтобы навести элементарный порядок как в медицине или медиа, так и в образовании, не обязательно ждать введения государственной идеологии. Чтобы начать воспитывать детей в лучших традициях отечественной культуры, достаточно дать учителям время на воспитание (отменив бюрократические задачи) и показать им, как это делается.
В принципе в Минпросвещении уже не первый год говорят о том, что школа — не торговый центр, а место, где формируется личность, и что учитель не оказывает услуги, а воспитывает. Однако практика пока сильно расходится со словами, в школах по-прежнему оказывают услуги, и только некоторые учителя берут на себя заботу и риск (именно так) воспитывать учеников. Низкий поклон этим педагогам!
РМ