В Латвии случилась очередная катастрофа. На этот раз транспортная. Все закупленные у чехов современные электрички сломались из-за морозов.
Закупки этих электричек Латвия произвела у чешской компании Škoda Vagonka. Изначально правительство прибалтийской республики было невероятно счастливо новой покупке. Прибывшие в страну чешские составы так и блистали европейской респектабельностью и новизной. Радость была недолгой.
Зимой в стране ударили сильные (по прибалтийским меркам) морозы. Оказалось, что современные чешские электрички были просто не приспособлены к таким условиям эксплуатации. В Чехии, конечно, выпадает снег, но таких зимних условий, как в России или Латвии, тут не бывает. Абсолютно все купленные у "Шкоды" составы быстро вышли из строя, с путей их эвакуировали старые русские локомотивы советской эпохи.
Разгневанные латыши предъявили чехам неустойку и потребовали срочно отремонтировать всю технику. Оказалось, что эти работы встанут в сумасшедшие для Латвии 258 миллионов евро. И при этом чехи не уверены, что справятся с задачей. Да и латыши не знают, где найти такие бешеные по меркам небогатой восточноевропейской страны деньги.
И пока обе опозорившиеся стороны решают, как быть дальше, в Министерстве сообщения Латвии уже придумали план Б. Альтернативой чешским локомотивам могут стать старые русские поезда, построенные ещё в советские годы. Они, что удивительно, до сих пор на ходу.
Стоит отметить, что в советское время у Латвии была своя промышленная база. Рижский вагоностроительный завод до сих пор существует и даже выпускает продукцию. Почему власти страны не отдали заказ на производство новых электричек именно этой компании, понять не представляется возможным. Однако стоит отметить, что старые рижские поезда долгое время использовались в России на пригородных маршрутах. Да и русские составы также очень долго применялись латышами на своих железнодорожных линиях.
Ещё совсем недавно в Риге об СССР можно было услышать лишь ругательства и политические нападки. Но как только русским поездам пришлось на своём старом горбу тягать новейшие чешские локомотивы, появились и тавие вот мнения:
"Спасибо советским людям, нашим родителям за честный труд", - заявил депутат Елгавской думы Андрей Пагор.
А мне, глядя на все это, больше всего вспомнились недавние слова советского и латвийского композитора Раймонда Паулса. Их он сказал после того, как на него "набросилась" Лайма Вайкуле. Обвинила Паулса не весть в чем. Причем это было не просто неприлично, а даже оскорбительно.
Для любого человека, хотя бы немного знакомого с историей советской эстрады, известно, что Вайкуле обязана своим успехом именно Паулсу. Именно песни на его мелодии стали первыми и самыми известными хитами Вайкуле, с помощью которых она сначала стала известной в СССР, а потом и вовсе начала "кормить страну".
И вот, по высказываниям Вайкуле, Паулс у нее стал фактически плагиатором. Мол, в советские годы почти никто не имел доступа к образцам западной поп-музыки, поэтому композитор просто брал иностранные шлягеры, "переиначивал" их и выдавал за собственные творения.
Сам Паулс к обвинениям Вайкуле отнёсся спокойно и заявил, что слова Вайкуле его не волнуют:
"Я вообще серьёзно к ней не отношусь. Поэтому пусть она говорит что хочет".
Разгадка такой агрессии в отношении Паулса может заключаться в русофобии: несмотря на то, что композитор не менее "полноценный латыш", нежели Вайкуле, именно ненависть певицы к русским могла негативно сказаться на взаимоотношениях бывших участников творческого союза.
Ведь Раймонд Паулс - один из немногих адекватных деятелей прибалтийской культуры, отказавшийся слепо следовать антирусской моде. Он не боится вслух говорить о том, что, погнавшись за "европейскими ценностями", Латвия заняла крайне русофобскую позицию и действует в ущерб собственным интересам.
Вот те самые его слова, о которых я упомянул ранее:
"Жаль, что мы потеряли большой рынок, который был к востоку от нас. Ментально он нам был ближе западного. Там нас никто не ждёт. Знаете, у меня такое ощущение, что мы стали провинцией не только для Запада, что само собой понятно, но и для Востока. На всё это больно смотреть, ощущение такое, что скоро в нашей стране, кроме русофобии, больше ничего не останется".
Если даже поезда доверяют делать не собственному заводу, специализирующемуся на этом, а чехам - то тогда точно ничего не останется...
Подпишитесь, поставьте лайк) Я буду вам очень признателен.
Бочкарев Александр