Большинство уверено, что для успешного освобождения Одессы войскам следовало бы создать плацдарм на правом берегу Днепра, ведь оттуда до Одессы рукой подать – 130 км вдоль берега.
Однако мало кто внимательно изучает карту. Советские военачальники изучали. А потому, освобождение Одессы шло с северо-восточного направления, со стороны Днепропетровска и Кривого Рога.
Почему так произошло? Давайте посмотрим на линию берега от Херсона до Одессы.
В глаза бросаются серьезные водные преграды, коими изрезан материк.
Причем это действительно широкие преграды, еще шире чем сам Днепр. Первая из них – устье реки Южный Буг и Бугский лиман.
Ширина лимана даже в районе Николаева 2-3 км. А ближе к Черному морю – 5-6 км и более.
Это очень большие расстояния. Вот как виден горизонт на реке шириной 3 километра.
Далее за Бугским лиманом идет Березанский лиман с шириной 2-3 км.
Короче говоря, пройти все эти водные преграда было бы ничем не проще, чем форсировать сам Днепр. А это значит, что плацдарм в районе Херсона советским войскам оказался бы не очень полезным.
Да и в том районе Днепр довольно широк, снабжать группировку на правом берегу было бы проблематично.
Поэтому во время Великой Отечественной войны Днепр форсировали повыше. Основной плацдарм советские войска создали к декабрю 1944 года на отрезке Кременчуг-Днепропетровск (хотя форсирование происходило в разных точках, первое случилось вообще в районе Чернобыля, это даже севернее Киева, там Днепр довольно узок).
В итоге это позволило форсировать Днепр не в самом широком месте, а также избежать необходимости форсировать еще и лиманы в самых широких местах
Таким образом, исходя из географии (рельефа местности, карты высот и водных преград) освобождение правого берега советскими войсками шло вовсе не со стороны Херсона, а со стороны Днепропетровска. Такова история Победы...
Подпишитесь, поставьте лайк) Я буду вам очень признателен.