Айвазовский и другие. Выставка картин прошла в Актау

На площадке культурного центра «Монмартр» жители Актау узнали интересные сведения о художниках, известных во всём мире: Иване Шишкине, Архипе Куинджи, Алексее Саврасове, Викторе Васнецове, Василии Поленове и других талантливых пейзажистах. Однако акцент хочется сделать на Иване Айвазовском, так как он один из немногих художников, реалистично воплотивших в красках морскую стихию. А нам это особенно близко, ведь море – главная достопримечательность Мангышлака. И хотя на холстах именитого гения запечатлены другие моря, но, глядя на них, мы представляем наш безбрежный Каспий.  

Айвазовский писал и портреты, и пейзажи, батальные сцены, но лейтмотивом его творчества всегда оставалась морская тематика - в первую очередь он был маринистом. Как нужно любить море, чтобы отобразить его на шести тысячах полотен! В этом отношении с Айвазовским до сих пор не может сравниться ни один мастер рисунка.

Зачастую сюжет картины для творца являлся лишь предлогом для написания морских волн, как, например, на картине «Наполеон на острове Святой Елены», где фигура полководца занимает ничтожно малое пространство, остальное – скалы и буйство неистового прибоя. 

Интересен тот факт, что Иван Константинович почти не писал картины на пленэре – он восстанавливал их по памяти, с помощью схематичных набросков. Как художник достигал такого поразительного результата – загадка. При этом вода на его полотнах настолько натуралистична, что хочется запустить туда руки и пропустить сквозь пальцы живительную влагу, ощутив прохладную свежесть. 

Не меньше удивляет скорость, с которой создавались картины: несколько дней и работа закончена. И какая работа – высочайшего класса! Это качество подтверждает тот факт, что холсты известного мариниста моментально разлетались по художественным галереям и частным коллекциям. Покупателей было хоть отбавляй.

Иван Айвазовский, настоящее имя которого Ованес Айвазян, появился в небогатой армянской семье в Феодосии. Однако в течение всей жизни судьба была необычайно благосклонна к нему. Можно сказать, что родился он под счастливой звездой. Он объездил многие страны, учился у хороших преподавателей, пользовался покровительством высокопоставленных людей, вплоть до императора.

Будучи ещё ребёнком Ованес обнаружил художественные и музыкальные способности: в частности, самостоятельно научился играть на скрипке, а первый свой рисунок — парусник — нарисовал углём на стене дома в возрасте восьми лет. Родители поддержали увлечение сына и, несмотря на трудное материальное положение, отец купил ему карандаши и бумагу. 

Феодосийский архитектор Яков Кох, первым обративший внимание на художественные способности мальчика, дал ему начальные уроки мастерства. Кох также всячески помогал юноше, а феодосийскому градоначальнику Александру Казначееву рекомендовал обратить внимание на юное дарование. 

Помогал развиваться будущему живописцу и директор Феодосийского музея древностей Броневский. После окончания уездного училища Айвазовского зачислили в симферопольскую гимназию благодаря помощи Казначеева. В гимназии его учителем рисования стал Иоганн-Людвиг Гросс, давший ему рекомендацию в Императорскую Академию художеств. Айвазовский был принят на казённый счёт в Академию художеств Санкт-Петербурга.

В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» он получил серебряную медаль и был определён помощником к французскому маринисту Филиппу Таннеру, а позже - в класс батальной живописи к профессору Александру Зауервейду для занятий морской военной живописью. Проучившись у этого наставника всего несколько месяцев, в сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Учитывая особые успехи Айвазовского в учении, было принято необычное решение - выпустить Айвазовского из Академии на два года раньше положенного срока и отправить на два лета в Крым для натурных работ. Зимой ему предписывалось заниматься в академии, а затем отбыть в командировку за границу на шесть лет. 

Большое количество работ написано художником в Малой Азии. Особенно его покорил Константинополь. Одна из картин Айвазовского была подарена султану Абдул-Азизу. Она настолько понравилась правителю, что тот заказал десять полотен с видами Константинополя и пролива Босфор. Во время выполнения этого заказа Айвазовский постоянно бывал во дворце султана, подружился с ним и в результате написал не десять, а около тридцати различных полотен.

Художник также побывал в Испании, Франции, Англии, Швейцарии, Португалии, Голландии. Присутствовал на открытии Суэцкого канала, и под впечатлением этого события появился холст «Суэцкий канал» и ряд других пейзажей Египта. Написанная в Италии  картина на тему сотворения мира под названием «Хаос» была куплена папой Римским Григорием XVI, который также наградил Айвазовского золотой медалью. А российский император Николай I выражал готовность скупать все его работы.

Айвазовский первым среди русских художников - задолго до организации Товарищества передвижных выставок - стал устраивать демонстрацию картин не только в Санкт-Петербурге и Москве, но и в столицах европейских государств, а также во многих провинциальных городах России: Одессе, Симферополе, Николаеве, Риге, Киеве, Варшаве, Харькове, Херсоне, Тифлисе и других.

Однако, в каких городах и частях света не находился бы художник, своим домом он всегда считал Феодосию. «Мой адрес - всегда в Феодосии», сообщал он в письме Павлу Третьякову. Там же был создан всем известный шедевр «Девятый вал» и явился не только вершиной его мастерства, но и самым ярким произведением романтического направления в живописи.

Родной город Айвазовский очень любил и ревностно заботился о нём. Он был инициатором строительства железной дороги «Феодосия - Джанкой», построенной в 1892 году, выступал за расширение Феодосийского порта, публиковал открытые письма, где обосновывал его преимущества. В итоге в Феодосии был построен самый большой в Крыму торговый порт.

В 1886 году Феодосия испытывала острую нехватку воды. «Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 тысяч вёдер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника», - так писал в своём обращении к городской думе Иван Константинович. В 1887 году по его настоянию были начаты работы по прокладке водопровода, благодаря чему в город пришла вода. 

В парке у набережной по проекту художника возвели фонтан, воду из которого местные жители получали бесплатно. В одном из писем Айвазовский сообщал: «Фонтан в восточном стиле так хорош, что ни в Константинополе, ни где-либо я не знаю такого удачного, в особенности в пропорциях». Сейчас это сооружение носит имя Айвазовского.

В 1880 году художник открыл в своём доме выставочный зал с собственными картинами, которые не должны были покидать Феодосию. Этот год официально считается годом создания Феодосийской картинной галереи, которую художник завещал родному городу.

«Моё искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии - моему родному городу», - гласит текст завещания Айвазовского.

Открыв в Феодосии картинную галерею и школу искусств, художник превратил Феодосию в один из центров живописной культуры на юге страны и подготовил формирование Киммерийской школы живописи. Инициировал постройку концертного зала, заботился об устройстве городской библиотеки. Айвазовский интересовался археологией, занимался вопросами охраны памятников Крыма, руководил раскопками курганов (часть найденных в них предметов хранится в Эрмитаже). На свои средства и по собственному проекту он построил на горе Митридат новое здание для музея древностей. 

Подобные благородные поступки – пример того, как выдающийся человек любил свою малую родину и способствовал её процветанию. С того времени прошло полтора столетия, сменялись режимы и эпохи, но все поколения феодосийцев помнят своего земляка как щедрого мецената, не жалевшего времени, сил и средств на благоустройство крымского городка, в котором он родился, вырос и прикипел всей душой. Многим стоит этому поучиться и взять такую деятельность за образец.

Что же касается творчества великого живописца, то оно выше всех похвал, его имя навечно вписано в летопись гениальных и самых талантливых людей планеты. Фамилию Айвазовского, как и его великолепные морские закаты-восходы, увековеченные на многочисленных полотнах, хорошо знают во всём мире. И каждый, кто считает себя культурным и эрудированным человеком, должен познакомиться с произведениями прославленного мариниста, равного которому не было, и нет до настоящего времени. Он - звезда первой величины, которая светит необычайно ярко и не погаснет никогда. 

 

События, определяющие день

Присоединяйтесь и будьте в курсе