В Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов. По информации источников, часть наших бортов Ми-8 и даже транспортник Ил-76 после использовались небратьями в ходе СВО. Как так произошло?
Источники "Известий" подтвердили — сотрудники ФСБ провели обыски в Росавиации по уголовным делам, касающимся незаконного вывода из-под юрисдикции России 59 гражданских самолётов и вертолётов. В ходе расследования выяснилось, что борта продавали в том числе и в недружественные страны. Но самое неприятное во всей этой истории — часть вертолётов Ми-8 и даже один транспортник Ил-76 использовались потом нашим противником на СВО против наших же бойцов.
Тот же "Ильюшин", например, использовали для доставки грузов, но по-хитрому — самолёт летал с выключенными ответчиками, таким образом его маршрут нельзя было отследить (например, на FlightRadar24), указал источник, близкий к силовым структурам.
Как выяснилось, обыски проводились силовиками из ФСБ и МВД в центральном офисе Росавиации на Ленинградском проспекте в Москве. Документы изымались в кабинетах двух чиновников агентства: и.о. начальника Управления инспекции по безопасности полетов Кристины Бывалиной и замначальника отдела государственной регистрации гражданских воздушных судов, прав и сделок с ними Петра Козырева.
И найденные документы стали подтверждением махинаций с гражданским воздушными судами.
Было возбуждено уголовное дело по статье о халатности в отношении Петра Козырева, Кристины Бывалиной и её экс-заместителя Анны Жильцовой. Последнюю уволили из агентства ещё в прошлом году. Один из информаторов уточнил, что Бывалина проходит по ещё одному уголовному делу — о превышении должностных полномочий.
Поводом для возбуждения уголовных дел послужила проверка деятельности агентства по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению соответствующего реестра. Её летом прошлого года провёл Минтранс. Тогда-то и выяснилось большое предательство в Росавиации: после начала СВО сотрудники агентства, как выяснили журналисты, снимали с регистрации самолёты и вертолёты, нарушая и указы президента России, и постановления правительства.
Собеседники газеты отмечают, что история с вывозом за границу наших бортов могла привести к отставке в сентябре 2023 года Александра Нерадько, ранее 14 лет возглавлявшего Росавиацию. Все махинации с воздушными судами проходили с марта 2022 года по июнь 2023-го, когда Нерадько был во главе агентства.
Отметим, что ранее 15 сентября стало известно об отставке главы Росавиации Александра Нерадько, который возглавлял ведомство в течение 14 лет. Связана ли эта отставка с последними лётными инцидентами и проблемами в отрасли – неизвестно, но эксперты предполагают и это. Аналитики отдела расследований "Первого русского" сообщали: есть версия, что это случилось из-за дерегистрации 59 воздушных судов из отечественного реестра. Также утверждается, что ранее документы о снятии Нерадько с должности в аппарат правительства подавали по очереди сразу три министра транспорта, включая его нынешнего главу Савельева. Кроме прочего, сообщалось о целой серии уголовных дел, заведённых на экс-сотрудников Росавиации.
Официальных формулировок о причинах отставки Нерадько не было, но известно, что правительство перед этим объявило теперь уже бывшему главе Росавиации благодарность "за большой вклад в развитие отечественной гражданской авиации и многолетнюю добросовестную работу" (примечательно, кстати, что год назад премьер Михаил Мишустин влепил ему выговор "за системное неисполнение поручений министра транспорта и правительства")
https://tsargrad.tv/news/bolsh...
Это не «халатность», это — самая настоящая госизмена15 сентября 2023 года освобождён от должности руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) Александр Нерадько, который в течение почти полутора десятков лет возглавлял "федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания, функции по оказанию государственных услуг в области транспортной безопасности в этой сфере, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними". Де-факто непотопляемый Нерадько руководил ведомством - под разными названиями оного и различными наименованиями собственной должности - ещё с ельцинской недоэпохи.
В начале 1990-х авиатехник Нерадько оказался в нужное время в нужном месте. Впоследствии он приобрёл изрядный аппаратный вес в качестве верного прислужника Семьи и успешно пережил множество коррупционных скандалов. На протяжении длительного периода состоял в Правительственной комиссии по транспортной политике, Морской коллегии при Правительстве РФ, Правительственной комиссии по вопросам экономической интеграции и др., получил классный чин действительного государственного советника Российской Федерации I класса, награждён орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени, медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" I степени, медалью Минтранса "За заслуги в развитии транспортного комплекса России" и благодарностью кабмина.
Напомним, что в октябре 2017-го года Генпрокуратура предложила тогдашнему министру транспорта Максиму Соколову рассмотреть вопрос о соответствии Нерадько занимаемой должности, внеся представление "О нарушениях воздушного законодательства при реализации Росавиацией полномочий по осуществлению контроля за деятельностью авиаперевозчиков". В феврале 2018-го после крушения Ан-148 "Саратовских авиалиний" заслуженный лётчик-испытатель Магомед Толбоев возложил на Нерадько ответственность за резкое снижение уровня подготовки гражданских пилотов в стране и объяснил этим рост числа авиакатастроф.
После увольнения чиновник перешёл на работу в горно-металлургическую компанию Владимира Потанина "Норникель".
Между тем силовики наконец-то получили добро на всеобъемлющую проверку Федерального агентства воздушного транспорта.
В понедельник стало известно, что ФСБ провела обыски в Росавиации из-за вывода 59 самолётов и вертолётов за рубеж.
Выдержки из материала газеты "Известия":
"Федеральная служба безопасности возбудила два уголовных дела — о халатности и превышении должностных полномочий — в отношении сразу нескольких сотрудников Росавиации. Их подозревают в том, что после начала СВО они незаконно вывели из-под российской юрисдикции 59 самолётов и вертолётов. Некоторые из этих бортов в результате попали в недружественные страны, и их использовали для оказания военной помощи Украине, рассказали два источника, близких к правоохранительным органам, и подтвердил собеседник в Минтрансе. 7 февраля в рамках этого дела прошли обыски в центральном офисе Росавиации на Ленинградском проспекте в Москве. Наши собеседники пояснили, что сотрудники ФСБ и МВД занимались выемкой документов в кабинетах двух чиновников агентства: и.о. начальника Управления инспекции по безопасности полётов Кристины Бывалиной и замначальника отдела государственной регистрации гражданских воздушных судов, прав и сделок с ними Петра Козырева. «В ходе мероприятий были изъяты предметы и документы, подтверждающие незаконность действий сотрудников Росавиации и иных пока неустановленных лиц по снятию с регистрационного учета воздушных судов», — указал один из источников «Известий». Уголовное дело по статье о халатности (ч.1 ст. 293 УК) возбуждено в отношении Петра Козырева, Кристины Бывалиной и её бывшего заместителя Анны Жильцовой, которую уволили из агентства в июне 2023 года. Одним из поводов для увольнения мог стать антивоенный плакат на её (Жильцовой - Прим.) рабочем месте и негативное отношение к СВО, сказал один из источников. Другой собеседник добавил, что Кристина Бывалина также проходит по ещё одному заведенному уголовному делу — о превышении должностных полномочий (ч. 2 ст. 286 УК). По первому делу Уголовный кодекс предусматривает максимальное наказание в виде ареста до трёх месяцев, а по второму — лишение свободы до семи лет. Источники, близкие к правоохранительным органам, не исключают появления в деле других подозреваемых. <…> Поводом для возбуждения уголовных дел послужила проверка деятельности Росавиации по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению соответствующего реестра. Минтранс провел её в июле прошлого года. В результате выяснилось, что после начала СВО сотрудники агентства снимали с регистрации самолёты и вертолёты, нарушая Указы Президента РФ от 1 и 8 марта 2022 года № 81 и № 100, а также постановления правительства № 311 и № 312. В частности, сотрудники Росавиации выводили борта из Госреестра гражданских воздушных судов без полного комплектов документов, предоставляли противоречивую и недостоверную информацию о нахождении воздушных судов за пределами России, пояснил «Известиям» собеседник в Минтрансе. С его слов, проверка также вскрыла факты, что специалисты Росавиации не запрашивали в других ведомствах сведения о выданных собственникам воздушных судов разрешительных документах. В результате допущенных нарушений, с марта 2022 года по июнь 2023-го (в этот период Росавиацию возглавлял Александр Нерадько), из-под российской юрисдикции незаконно выбыло 59 воздушных судов, установил Минтранс. Из них 36 бортов Росавиация дерегистрировала в связи с продажей за рубеж. Покупателями 21 воздушного судна стали резиденты государств, не входящих в ЕАЭС, восемь из которых были реализованы в недружественные страны. Несколько незаконно снятых с регистрации и вывезенных за пределы России бортов стали оказывать содействие Украине в ходе СВО, сообщил один из собеседников «Известий», близких к правоохранительным органам. По его словам, речь идёт о самолётах Ил-76 и вертолётах Ми-8. Три вертолёта принимали участие в СВО на стороне противника, а Ил-76 совершали рейсы с выключенными ответчиками, указал другой источник, близкий к силовым структурам. Практика отключения ответчиков позволяет скрывать информацию о маршрутах, по которым борт перевозит грузы, такие полёты не видны, например, на FlightRadar24. Ил-76 это самолёт, который имеет стратегическое значение во время вооружённых конфликтов. <…> Как пояснил собеседник в Минтрансе, эти воздушные суда вылетели из России под предлогом чартерных рейсов или других программ и должны были вернуться обратно. Ни временный, ни постоянный вывоз бортов не оформлялся, уточнил он. Источники «Известий», близкие к правоохранительным органам, и в Минтрансе, указывают на то, что именно эта история стала основной причиной для отставки руководителя Росавиации Александра Нерадько в сентябре 2023 года. Они не исключают того, что он также может стать одним из фигурантов этого уголовного дела. После отставки Александр Нерадько устроился в «Норникель» на должность советника президента. Однако в начале февраля его оттуда уволили по причине конфликта интересов".
Халатность? Превышение должностных полномочий? Нет, это госизмена. Стопроцентная.
Беспрецедентное дело, и - как мы понимаем, не последнее. Самым справедливым наказанием был бы расстрел.
Заслуженный пилот СССР, экс-замминистра гражданской авиации СССР Олег Смирнов в интервью "Свободной прессе": "Если проанализировать положение дел, начиная от Минтранса, «Росавиации» и «Ространснадзора», то выявится общая мрачная проблема. Занимаются делами люди непрофессиональные, а подчас подобранные по родству, кумовству и другим неделовым признакам. У нас набирают каких-то абсолютно далёких от авиации людей. И контроля нет за работниками. Если взяли кого ни попадя, то нужно было хоть бы контролировать. Ведь «кадры решают всё», а вовсе не кумовья и прочие деятели, которой сейчас наполнены наши кабинеты. <…> Я хотел бы принести благодарность тем компетентным органам, которые раскрыли это дело, заметив несусветную дичь. Гражданская авиация — это отрасль, подразумевающая очень чёткое знание всех параметров. Должна быть серьёзная специальная подготовка. Авиацией и так сложно управлять, а если не обучен, то вообще невозможно. Задали бы этим чиновникам вопрос: «Какая формула подъёмной силы крыла?» Ни в Минтрансе, ни в «Росавиации» большинство не смогут ее назвать. Но ведь благодаря этому принципу самолёт держится в воздухе. Многих даже на километр нельзя допускать к государственным структурам, авиакомпаниям и аэропортам. А они ещё занимаются продажей воздушных судов каким-то непонятным структурам. <…> Машины оказались на Украине. По сути, продали самолёты нашему врагу. За этой продажей могут стоять смерти наших солдат — это не шутейные дела. Всех виновных, считаю, нужно по закону передислоцировать на север Магаданской области — шить варежки для заключённых".