Соловецкие "старомученики"



Соловецкие "старомученики"

Читаю: «23 августа, на следующий день после праздника всех Соловецких святых, РПЦ установлена память всех новомучеников и исповедников, пострадавших на Соловках и сохранивших веру во Христа в жестоких условиях Соловецкого лагеря особого назначения.

Лагерь существовал на Соловках в 1923-1933 годах, после до 1939 года на островах продолжала действовать тюрьма. Большую часть заключённых составляли православные верующие и духовенство. Многие из них окончили свою жизнь в лагере».

Однако почему РПЦ забывает, что тюрьма в этом месте, причем страшная тюрьма, существовала несколько столетий русской истории?

Причем тюрьма эта была в действующем православном монастыре!

А начать нужно с того, что еще в XVII веке, во время раскола, Соловецкий монастырь по сугубо религиозным причинам отказался принять никоновские нововведения. Началось восстание.

На подавление восстания было направлено царское войско, началась осада крепости. В отместку за упорство братии вокруг монастыря сжигаются все суда, запасы сена, дров, имущество рыболовных и звериных промыслов. То есть православным воинством использовалась тактика выжженной земли.

Затем, после взятия монастыря, монахов обезглавливали, палили на огне, вешали на деревьях и перекладинах, топили в прорубях, заживо морозили на льду. Лишь четырнадцати была сохранена жизнь, но и они, дабы окончательно пресечь крамолу, были разосланы в различные монастыри.

Поминает ли нынешняя РПЦ этих монахов, погибших за свою веру? Православную веру, между прочим...


Даже летом в помещениях бывшей монастырской тюрьмы холодно и неуютно. Фото автора.

Но главное, что 300 лет, со времени правления Ивана Грозного, в этом православном монастыре была тюрьма! Стоит отметить, что таких монастырских тюрем было немало, но именно Соловецкая пользовалась широкой известностью.

Еще до революции о ней была издана книга А.С. Пругавина «Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством (к вопросу о веротерпимости)». Ее можно найти и скачать в интернете.

Несколько отрывков из нее:


Из книги Пругавина. Изображение из открытых источников

С XVIII столетия в монастырь стали поступать заключенные по решению Синода и Тайной канцелярии. Здесь сидели старообрядцы, сектанты, вольнодумцы


Из книги Пругавина. Изображение из открытых источников
Режим в Соловецкой тюрьме был настолько суров, что в 1835 году, в жестокое николаевское время, правительство назначило специальную ревизию этой тюрьмы, так как в обществе много говорили о бесчеловечных условиях содержания в ней узников!!!

Но тюрьма продолжала существовать. Например, во второй половине ХIХ века в Соловецкой тюрьме содержались рабочие Яков Потапов и Матвей Григорьев, осуждённые за антиправительственную демонстрацию 6 декабря 1876 г. на Казанской площади в Петербурге.

Как пишет Пругавин, даже реформы Александра II не сильно повлияли на жестокость соловецкого режима.

Из книги Пругавина. Изображение из открытых источников

И даже после официального закрытия тюрьмы Соловецкий монастырь продолжал служить местом ссылки для провинившихся служителей церкви. Впрочем, как пишет Пругавин, и после 1903 года на Соловки ссылали без всякого суда и следствия таких людей, как этот бедолага архимандрит




А что делать с соловецкими «старомучениками»?
1,1K прочтений
23 августа
Изображение из открытых источников
Читаю: «23 августа, на следующий день после праздника всех Соловецких святых, РПЦ установлена память всех новомучеников и исповедников, пострадавших на Соловках и сохранивших веру во Христа в жестоких условиях Соловецкого лагеря особого назначения.

Лагерь существовал на Соловках в 1923-1933 годах, после до 1939 года на островах продолжала действовать тюрьма. Большую часть заключённых составляли православные верующие и духовенство. Многие из них окончили свою жизнь в лагере».

Однако почему РПЦ забывает, что тюрьма в этом месте, причем страшная тюрьма, существовала несколько столетий русской истории?

Причем тюрьма эта была в действующем православном монастыре!

А начать нужно с того, что еще в XVII веке, во время раскола, Соловецкий монастырь по сугубо религиозным причинам отказался принять никоновские нововведения. Началось восстание.

На подавление восстания было направлено царское войско, началась осада крепости. В отместку за упорство братии вокруг монастыря сжигаются все суда, запасы сена, дров, имущество рыболовных и звериных промыслов. То есть православным воинством использовалась тактика выжженной земли.

Затем, после взятия монастыря, монахов обезглавливали, палили на огне, вешали на деревьях и перекладинах, топили в прорубях, заживо морозили на льду. Лишь четырнадцати была сохранена жизнь, но и они, дабы окончательно пресечь крамолу, были разосланы в различные монастыри.

Поминает ли нынешняя РПЦ этих монахов, погибших за свою веру? Православную веру, между прочим...

Даже летом в помещениях бывшей монастырской тюрьмы холодно и неуютно. Фото автора.
Но главное, что 300 лет, со времени правления Ивана Грозного, в этом православном монастыре была тюрьма! Стоит отметить, что таких монастырских тюрем было немало, но именно Соловецкая пользовалась широкой известностью.

Еще до революции о ней была издана книга А.С. Пругавина «Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством (к вопросу о веротерпимости)». Ее можно найти и скачать в интернете.

Несколько отрывков из нее:

Из книги Пругавина. Изображение из открытых источников
С XVIII столетия в монастырь стали поступать заключенные по решению Синода и Тайной канцелярии. Здесь сидели старообрядцы, сектанты, вольнодумцы.

Из книги Пругавина. Изображение из открытых источников
Режим в Соловецкой тюрьме был настолько суров, что в 1835 году, в жестокое николаевское время, правительство назначило специальную ревизию этой тюрьмы, так как в обществе много говорили о бесчеловечных условиях содержания в ней узников!!!

Но тюрьма продолжала существовать. Например, во второй половине ХIХ века в Соловецкой тюрьме содержались рабочие Яков Потапов и Матвей Григорьев, осуждённые за антиправительственную демонстрацию 6 декабря 1876 г. на Казанской площади в Петербурге.

Как пишет Пругавин, даже реформы Александра II не сильно повлияли на жестокость соловецкого режима.

Из книги Пругавина. Изображение из открытых источников
И даже после официального закрытия тюрьмы Соловецкий монастырь продолжал служить местом ссылки для провинившихся служителей церкви. Впрочем, как пишет Пругавин, и после 1903 года на Соловки ссылали без всякого суда и следствия таких людей, как этот бедолага архимандрит.

Из книги Пругавина. Изображение из открытых источников
Сослали за любовь… Впрочем, это были уже «гуманные» времена.

И что же делать со всеми этими «старомучениками» томившимися и умиравшими в Соловках при господстве РПЦ? Не хочет ли нынешнее церковное руководство поминать и их тоже?

А если не хочет, то почему?

ПОСТСКРИПТУМ. Про то, что уже в двадцатом веке концлагерь на Соловках первыми создали «демократические» белогвардейцы у нас сейчас тоже не принято вспоминать. Моя публикация об этом - Осторожно, "чудеса" из Википедии (https://dzen.ru/a/ZIgEIOlZqQ4Ht2qQ)!

(с) А.Степанов

https://dzen.ru/a/ZsiIdkmkBjqHEqX4 - цинк

События, определяющие день

Присоединяйтесь и будьте в курсе