Со словами и без слов: как глухие артисты поют при помощи воображения

В фойе Театра мимики и жеста многолюдно, но наполовину тише, чем в театре обычном: отдельные шумы создают бегающие дети, восклицания и смех, а привычной звуковой взвеси из многочисленных разговоров, которая сразу окутывает на любом другом театральном пороге, здесь нет. Большинство посетителей ожидаемо общается на красивом жестовом языке, но в последние четыре дня сюда добавились и привычные слышащему человеку разговоры тех, кого, как и меня, заинтересовали спектакли фестиваля "Территория жеста". Однако мои иллюзии, что здесь кто-то чего-то не слышит, разбились на первом же увиденном представлении.

– Отключите, пожалуйста, звук ваших мобильных телефонов, прямо сейчас это сделайте. Отключите! – настойчиво просит со сцены на жестовом языке девушка, которую озвучивает сидящий внизу диктор с микрофоном и, приложив руки козырьком ко лбу, строго оглядывает зал. – Во-вторых, если вы с детьми и они будут капризничать, выведите ребёнка из зала и успокойте. В-третьих – и это очень важно – не болтайте во время спектакля! Вы мешаете другим зрителям и актёрам.

В течение этой беспощадной преамбулы моё недоумение растёт как на дрожжах: всё перечисленное, казалось бы, не должно беспокоить глухих людей. Но ни в одном обычном театре я не слышала эти просьбы с такой степенью настойчивости. Пока зрители собираются, они действительно всё время болтают: их руки так и летают в воздухе, наполняя зал тихим трепетанием, будто ты оказался на поляне с тысячами бабочек.

– Лет в десять-одиннадцать я катался на санках, простудился, заболел, думали – умру, но я выздоровел, только сильно оглох. И глухота не проходила, она очень мучила меня, – рассказывает со сцены мальчик – юный Циолковский в спектакле "Грёзы о земле и небе", который привезли на фестиваль из Калуги. 

Сцена из спектакля "Грёзы о земле и небе".

пресс-служба Театра мимики и жеста

Фото:

Слова мальчика-одуванчика озвучивает диктор с микрофоном, который сидит у края сцены. Эти слова и жесты, которыми они нарисованы в воздухе, – единственное свидетельство того, что спектакль поставлен глухими артистами. Причём спектакль этот – музыкальный. Не слышащие музыку актёры танцуют точно так же, как любой, кто слышит музыку, – и так гармонично, что начинаешь подозревать, будто в спектакль глухих коварно пристроили слышащих артистов, чтобы добыть нечестным путём победу на фестивале.

– Они воспринимают музыку при помощи счёта, – поясняет мне режиссёр спектакля Денис Морозов. – А песни отличают по ритмическому рисунку. Они поют через воображение, музыку именно чувствуют.

Жестовое пение – это в прямом смысле танец слов: актёры рисуют слова руками в воздухе. Особенно сильное впечатление это производит, когда они поют хором и при этом танцуют – в спектакле калужской труппы много таких номеров. Пение, которое льётся с записи, наверное, больше нужно слышащим зрителям вроде меня. Если бы его не было, люди в зале пытались бы пританцовывать точно так же – так сильна его энергетика.

Режиссёр и хореограф Юлия Чекмасова, которая помогает глухим и слабослышащим артистам ставить музыкальные номера и судит конкурс фестиваля, рассказывает, что глухие актёры для неё ничем не отличаются от слышащих.

– Это профессионалы с, возможно, ещё более глубоким пониманием пластической выразительности тела, – говорит Юлия. – То, чего мы в течение пяти лет пытаемся добиваться на обычных актёрских факультетах, здесь схватывается сразу. Слово и пластика здесь тождественны.

Если бы до этого я не видела музыкальный спектакль из Калуги, то, возможно, отнеслась бы к этим словам скептически. Но теперь и информация о том, что слабослышащие артисты ставят гораздо больше музыкально-драматических, чем пантомимных спектаклей, меня почти не удивляет.

– Удивительное владение чувством ритма, даже у тотально глухих, и это поражает, – говорит Юлия и устремляется в зрительный зал – смотреть и оценивать следующий спектакль.

Сцена из спектакля "Про тебя".

пресс-служба Театра мимики и жеста

Фото:

Когда для коммуникации нет опоры в звуке, по максимуму используются другие выразительные средства. Отсюда та острота эмоций, которую транслируют со сцены глухие артисты. Их пантомимные спектакли построены на очень сильных переживаниях, в которых слово исчезает в музыке. Ловишь себя на новом ощущении отказа словесно интерпретировать то, что видишь, потому что слов будет недостаточно или они будут неточны. Именно таким был спектакль "Про тебя" одноимённого московского театра-мастерской. Вот герои кричат без звука и надевают чёрные маски, и этот крик пугает куда больше, чем если бы он звучал. 

Скульптурная осязаемость, которой наделяет слова жестовый язык, придаёт спектаклям глухих артистов какое-то новое, третье, измерение. У музыки будто тоже "нарастает" какой-то новый, вещественный слой. Я ушла из театра с ощущением, что по какому-то недоразумению названные инклюзивными спектакли нужны слышащим, возможно, даже больше, чем тем, кто чего-то не слышит. 

"Когда я снимаю слуховой аппарат, то начинается чёрно-белое кино, – задумчиво говорит Денис Морозов. – А когда опять надеваю, то всё становится цветным". Странно, но цветным этот мир для кого-то способны сделать и те, кто его совсем не слышит.

Прямая речь

Роберт Фомин, директор Театра мимики и жеста:

Директор Театра мимики и жеста Роберт Фомин.

пресс-служба Театра мимики и жеста

Фото:

Международный театральный фестиваль "Территория жеста" проходит с 2017 года. Всё началось с того, что однажды президент Всероссийского общества глухих (ВОГ) попросил Владимира Путина помочь нашему театру выжить и развиваться. Театр мимики и жеста был обузой для ВОГ, в подчинении у которого мы находимся: у него есть отделения во всех регионах России и везде глухим нужна помощь, так что часто не до искусства. Путин собрал круглый стол, где и придумали проводить такой театральный фестиваль. На первый же фестиваль приехали иностранцы, включая американцев. Во время ковида смотр временно проводился только среди театров России. А в этом году к нам снова приехали иностранные гости – мы очень долго вели с ними переговоры и до последнего не знали, приедут ли они. В итоге у нас, кроме гостей из Белоруссии и Армении, спектакли из Италии и Швейцарии, а также арабские гости, которые спектакль пока только планируют, но очень заинтересованы в обмене опытом. В среднем на фестиваль приезжает около 150 гостей или 15 коллективов. 

Наш театр тоже иногда ездит, мы участвуем в фестивалях обычных театров: недавно были в Ростове, на фестивале "Русская комедия", получили Гран-при на общероссийском онлайн-фестивале. 

У нас работают профессиональные актёры, которые учились в Государственной специализированной академии искусств. Любителей мы не принимаем, у нас только профессионалы. Сейчас в театре служит 25 штатных актёров.

В регионах подобных нашему театров нет, мы единственный в России профессиональный театр глухих: везде есть только дома культуры, кружки. Думаю, в регионах такие театры тоже очень нужны. Но в одиночку ВОГ не в состоянии вытянуть эту нагрузку. Вероятно, в регионах театры для глухих могли бы существовать при поддержке на уровне региональных властей, при помощи грантовой системы. Мы могли бы приезжать, помогать, проводить мастер-классы.

Итоги VII Международного фестиваля театрального искусства "Территория жеста"

"Лучшее художественное оформление спектакля" – Театр-мастерская "ПРОТЕБЯ", г. Москва (Россия), пластический спектакль "ПроТебя", режиссёр-постановщик – Денис Малахов "Лучший актёр-диктор" – Светлана Горобченко – Театр неслышащих актёров "Недослов", г. Москва (Россия), документальный спектакль "Письмо без марки", режиссёр-постановщик – Дарья Катиди "Лучшая режиссёрская работа" – Сальваторе Триоло, спектакль "Разрушенная жизнь", компания "Тэатрале Сэнца Пароле", Милан (Италия) "Лучшая мужская роль второго плана" – Заводовский Валерий, Театр неслышащих актёров "Недослов", г. Москва (Россия), документальный спектакль "Письмо без марки", режиссёр-постановщик – Дарья Катиди "Лучшая женская роль второго плана" – Яна Бородина, муниципальный театр жеста "Индиго", г. Томск (Россия), драматический спектакль "Провинциальные анекдоты", режиссёр-постановщик – Алексей Раев "Лучшая мужская роль" – Роберт Цатурян, Театр пантомимы глухих "Овасис", г. Ереван (Армения), пластический спектакль "Шинель",  "Лучшая женская роль" – Люция Рамона Оприс, Грация Амас, Компания "Тэатрале Сэнца Пароле", Милан (Италия), спектакль "Разрушенная жизнь", режиссёр Сальваторе Триоло "Лучший кукольный спектакль" – ГБУК КК "Краснодарский краевой театр кукол", г. Краснодар (Россия), кукольный спектакль "Мойдодыр", режиссёр-постановщик – Никита Шмитько "Лучший пластический спектакль" – Театр пантомимы глухих "Овасис", г. Ереван (Армения), пластический спектакль "Шинель", режиссёр-постановщик – Роберт Цатурян "Лучший музыкальный спектакль" – Инклюзивная творческая лаборатория "Инновационный культурный центр", Творческий коллектив "Космическая молодёжь", г. Калуга (Россия), музыкальный спектакль "Грёзы о земле и небе", режиссёр-сценарист – Пахомова Анастасия, режиссёр-постановщик – Денис Морозов "Лучший драматический спектакль" – спектакль "Разрушенная жизнь", Компания "Тэатрале Сэнца Пароле", Милан (Италия), режиссёр Сальваторе Триоло "Лучший театральный коллектив" – Компания "Эдэльвейс", Женева (Швейцария) 

 

 

События, определяющие день

Присоединяйтесь и будьте в курсе