Цикл «Семейные традиции»: Александр III стал свистулькой

Дмитрий и Ольга живут в посёлке Вистино Кингисеппского района, который считается столицей ижор – малочисленного финно-угорского народа. Первым в деревню приехал Дмитрий.

– В Ленинградской области не хватало преподавателей рисования, – рассказывает он. – Я выбрал посёлок Вистино. Вёл занятия в изостудии, преподавал резьбу по дереву. И постепенно влюбился в традиционную культуру коренного народа – ижор. Когда появилась возможность прикоснуться к ижорской керамике, понял: это то, что мне надо.

По словам Дмитрия, до революции 1917 года здесь работали 130 мастеров. Позже была создана колхозная мастерская, в ней осталось 30 человек. Во время Великой Отечественной войны промысел был практически уничтожен, после Победы в деревню вернулись три мастера. Последний работал до 1958 года.

Только через 50 лет гончарное искусство в этих краях стало возрождаться. При Ижорском музее в Вистино открылась лаборатория по изучению керамического и гончарного наследия. Во время экспедиций находили битые горшки и чашки. Подключали местное население: старики  рассказывали, как называлась та или иная посуда, какие блюда в ней готовили. Открылась гончарная мастерская, у Дмитрия появились ученики.

– В результате мы воссоздали более 40 гончарных форм, – говорит Дмитрий. – Некоторые из них представили на выставке Karavanika в музее "Русский Левша".

Ижорскую посуду делают из глины, которую добывают на Сойкинском полуострове в Кингисеппском районе.

Алёна Бобрович, "Metro"

Фото:

Свадьба в костюмах

Ольга Воронина всё детство провела у родственников в Кингисеппском районе.

– Бабушка всегда отмечала престольные праздники, между собой в доме говорили на своём языке, но мне ничего не рассказывали, – говорит Ольга. – О том, что у меня финно-угорские корни,  узнала, только когда стала взрослой. Начала ездить в Вистино на праздники.

На одном из таких праздников Ольга и Дмитрий и познакомились.

– Я понял, что этот человек живёт тем же самым, что и я, так и произошло слияние душ.  Мы вместе живём, создаём посуду, выезжаем в экспедиции, – говорит Дмитрий.

В загс молодожёны приехали в ижорских национальных костюмах.

– Нас не хотели пускать, – улыбается Ольга. – Сказали, что надо приходить расписываться в классической одежде. Удалось убедить сотрудников загса, что на нас  самые что ни на есть классические ижорские костюмы. Дома Ольга в качестве посуды использует керамические крынки, латки и горшки. Говорит, что в них еда получается вкуснее, чем в обычной посуде.

Алёна Бобрович.

"Metro"

Фото:

Уточки и всадник

Сейчас Дмитрий делает посуду, а Ольга – традиционные свистульки.

– Самые распространённые свистульки у ижор – уточка и всадник на коне, – рассказывает Дмитрий. – Ижоры торговали керамикой в Петербурге, в том числе на Знаменской площади (ныне площадь Восстания. – Прим. ред.). В начале XX века там был установлен памятник императору Александру III. Наши гончары заметили, что царь похож на ижорского всадника. Тогда они надели на него погоны и казачью папаху – и у мастеров появился свой император на коне.

Свистулька "Император".

Алёна Бобрович, "Metro"

Фото:

 

События, определяющие день

Присоединяйтесь и будьте в курсе