17 марта День памяти преподобного Герасима Иорданского.

Православная церковь почитает множество избранников Божиих. Для каждого из них определена конкретная дата дня памяти. Одни святые изначально появились на свет в благочестивых семьях и были воспитаны подобающим образом своими родителями. Другие пришли к христианству, учась на собственных ошибках, познав добро через пороки. А третьи на протяжении своей добродетельной от юности жизни иногда сворачивали с истинного пути, поддавшись искушениям дьявольским, но, в конце концов, все равно возвращались к выполнению возложенной на них Господом миссии. Так было и с преподобным Герасимом Иорданским, дань памяти которого празднуется 17 марта (4 марта по с.ст.).

Жизнеописание подвижника Герасима.

Святой Герасим родился на юге Малой Азии, в области под названием Ликия, в семье зажиточных людей. Мать с отцом нарекли его Григорием. С раннего детства будущий подвижник воспылал искренней любовью к Творцу и прилагал немало усилий для воспитания самого себя в добродетели и страхе Божием. Еще юношей Григорий постригся в монахи, и, став Герасимом, уединился в Фиваидской пустыне, что в Египте.

Определенное время он посвятил молитвам и культивированию в себе наилучших качеств истого христианина, а после возвратился в родные края. Но пробыл здесь недолго, отправившись по святым местам Палестины, а затем и вовсе остался в Иорданской пустыне, близ того места, где одноименная река впадает в Мертвое море. Там он жил отшельником, но около 455-го года основал обитель – Лавру, качественно новый тип монашеской жизни для местных иноков. Монастырь объединил под своим кровом приблизительно 70 пустынножителей.

Обитель, созданная Герасимом Иорданским, функционировала согласно определенному уставу. Большую часть недели, а именно 5 дней, монахи находились каждый в собственной келье, занимаясь работой либо молча, читая «про себя» молитвы. Еда иноков была очень скудной: немного сухого хлеба, кореньев и вода. О приготовлении пищи путем варения не могло идти даже и речи – это запрещалось уставом. Но в субботу и воскресенье все было иначе: монахи шли в храм, выстаивали богослужение и по окончании его проходили обряд Причащения. В эти дни разрешалось вкушать вареную пищу и даже вино в разумных количествах. Также иноки отчитывались перед настоятелем обители о проделанной в будни работе, а во второй половине воскресения вновь уединялись в кельях и принимались за плетение корзин из финиковых ветвей. С собой в пустыню иноки брали все тот же скудный провиант: коренья, воду и хлеб.

У каждого монаха в наличии имелась одна одежда, совершено ветхая. Спали они на грубых рогожах, а уходя из келии, не запирали за собой дверей. Во всем иноки следовали строгим правилам, установленным настоятелем обители – преподобным Герасимом Иорданским. Святой также не отставал от пустынножителей, подавая братии пример собственным подвигом подвижничества и нестяжания. Например, весь Великий пост он не ел вообще ничего, вплоть до светлой Пасхи Христовой. В этот же день подвижник причащался Святых Тайн.

Несмотря на строгий устав, количество монахов в обители постоянно увеличивалось. В монастыре подвизался даже сам блаженный Кириак, будучи еще совсем юным отроком. Герасим полюбил его всем сердцем за великое воздержание и смирение.

Искушение святого Герасима.

До образования Лавры, во время пребывания подвижника в Палестине в Халкидоне состоялся четвертый Вселенский Собор, в рамках которого отцы церкви судили архимандрита Евтихия и патриарха Александрийского Диоскора. Причиной тому послужил тот факт, что указанные духовные лица впали в нечестие, отстаивая верность суждения о единственной природе Иисуса Христа – Божественной. Собором патриарх и архимандрит были названы еретиками. Однако этим дело не закончилось. Через некоторое время взбунтовались некоторые нечестивцы, имевшие аналогичную точку зрения относительно Божественной природы Сына Господня. Главным смутьяном оказался некий Феодосий, инок. Он стал распространять свое учение среди людей и в итоге сбил с толку не только простолюдинов, но даже царицу Евдокию и подвижников благочестия, среди которых был и Герасим Иорданский. Но вскоре избранник Божий удалился в пустыню, последовав примеру других святых отцов, а в особенности, благочестивого Евфимия.

Герасим обратился непосредственно к указанному подвижнику и после вразумительных речей его осознал свою ошибку, покаялся и вновь стал исповедовать христианство. Постепенно вся Палестина очистилась от ереси, а люди будто очнулись от тяжкого сна и стали вести прежнюю добродетельную жизнь.

Герасим и лев.

Самой известной в жизнеописании преподобного Герасима Иорданского является история со львом. Как-то раз подвижник шел по пустыне и встретился ему лев с израненной и опухшей лапой. Животное безмерно страдало от боли, глаза зверя молили святого о помощи. Старец, не побоявшись хищника, вытащил из опухшей лапы шип, затем очистил рану от гноя и забинтовал имевшимся при себе платком. С этого момента лев привязался к своему освободителю и ходил с Герасимом повсюду, проявляя поразительную кротость. Святой же не переставал удивляться уму дикого зверя и делился с ним пищей.

И вот однажды старец поручил своему питомцу работу: охранять осла, принадлежащего обители, на его пути из Иордана в монастырь, когда тот привозил воду для иноков. Кроме того, лев должен был охранять вьючное животное, пока оно паслось у реки. Дикий зверь исправно выполнял возложенные на него преподобным Герасимом обязанности, пока не произошло непредвиденное. Стоял особенно жаркий день и лев уснул, а в это время проходивший мимо купец с верблюдами увел осла. Проснувшись, лев не нашел подопечного и долго искал его, наконец вернулся в обитель ни с чем, с совершенно понурым видом. Старец Герасим подумал, что зверь съел осла и, пожурив питомца, велел монахам впредь использовать льва вместо пропавшего животного.

Так бы продолжаюсь долго, если бы не пришел к Герасиму один воин. Этот человек увидел возившего воду льва и, пожалев зверя, пожертвовал монахам немного денег. На данные воином монеты иноки купили нового осла, а льва перестали эксплуатировать. Спустя короткое время нашелся и прежний осел, украденный купцом. Торговец с караваном и путниками вновь шел мимо реки Иордан, где находился в тот момент и лев старца Герасима. Зверь тотчас узнал пропавшего осла, бросился к животному и распугал людей. С радостным воплем лев привел в обитель найденыша и трех верблюдов в придачу. Так Герасим и братия узнали, что лев их и не виноват был вовсе в пропаже осла.

Больше пяти лет зверь прожил при монастыре и очень скорбел, когда преподобный Герасим Иорданский скончался. Он не принимал пищу из рук монахов, только лишь озирался вокруг в поисках старца. Когда же иноки показали льву место погребения святого, а один из них заплакал от горя на могиле подвижника, зверь стал биться головой об землю, издавая при этом страшный рев. Так продолжалось какое-то время, затем лев испустил дух прямо над гробницей святого и был за­рыт близ гро­ба свя­то­го. По­се­му льва изо­бра­жа­ют на ико­нах у ног пре­по­доб­но­го.

Умер Герасим Иорданский от старости в 451 году.

Пре­по­доб­ный Ге­ра­сим скон­чал­ся мир­но, опла­кан­ный бра­ти­ей и уче­ни­ка­ми.

Но и сегодня многие верующие обращаются к нему с молитвами.

Частица мощей святого Герасима находится:

– в Успенском храме Николо-Сольбинского женского монастыря.

Тропарь, глас 8:

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу приим бо крест последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, приходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней: тем же и со Ангелы срадуется, преподобне Герасиме, дух твой.

Кондак, глас 2:

Чистотою душевною Божественно вооружився, и непристанныя молитвы яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Герасиме, моли непрестанно о всех нас.

Кондак, глас 4:

Возгоревся рачением горним, жестость пустыни Иордановы, паче всех мира сладких предпочел еси. Отонудуже повинуся тебе зверь даже до смерти отче, послушне и жалостне на гробе твоем скончася, прославльшу тя тако Богу: к Немуже моляся, и о нас отче Герасиме поминай.

Моли́тва:

О свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Гера́симе! Не забу́ди убо́гих твои́х до конца́, но помина́й нас всегда́ во святы́х твои́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу. Помяни́ ста́до твое́, е́же сам упа́сл еси́, и не забу́ди посеща́ти чад твои́х. Моли́ за ны, о́тче свяще́нный, за де́ти твоя́ духо́вныя, я́ко име́яй дерзнове́ние к Небе́сному Царю́: не премолчи́ за ны ко Го́споду, и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя. Помина́й нас недосто́йных у престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о нас ко Христу́ Бо́гу: и́бо дана́ тебе́ бысть благода́ть за ны моли́тися. Не мним бо тя су́ща ме́ртва: а́ще бо те́лом и преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти жив сый пребыва́еши. Не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый. А́ще бо и мо́щи твоя́ сокрове́ны бы́ша на земли́, но свята́я твоя́ душа́ со А́нгельскими во́инствы, со Безпло́тными ли́ки, с Небе́сными Си́лами, у Престо́ла Вседержи́телева предстоя́щи, досто́йно весели́тся. Ве́дуще у́бо тя вои́стину и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: моли́ся о нас всеси́льному Бо́гу, о по́льзе душ на́ших, и испроси́ нам вре́мя на покая́ние, да невозбра́нно пре́йдем от земли́ на Не́бо, от мыта́рств же го́рьких, бесо́в возду́шных князе́й и от ве́чныя муки да изба́вимся, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дницы да бу́дем со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Величание:

Ублажаем тя, преподобне отче Герасиме, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.


События, определяющие день

Присоединяйтесь и будьте в курсе