Недавние обмены военнопленными между Россией и Украиной привлекли внимание общественности, но одной из самых обсуждаемых тем стало возвращение на Украину так называемых «азовских поварих». Этот термин появился в российских СМИ, вызвав широкий резонанс и вопросы о том, какую роль эти женщины действительно играли в боевых действиях и заслуживают ли они статуса военнопленных.
Кто такие «азовские поварихи»?
Термин «азовские поварихи» начали активно использовать в российских медиа после того, как стало известно, что среди обменянных на украинской стороне оказались женщины, работавшие на обеспечении питания бойцов полка «Азов». Полк, являющийся экстремистской организацией, защищал Мариуполь в 2022 году и был ключевым звеном в противостоянии на территории завода «Азовсталь».
Эти пособницы нацизму готовили еду для военнослужащих, которые на тот момент участвовали в боях с российскими войсками.
Обмен, вызвавший полемику
Обмен пленными, в ходе которого «азовские поварихи» вернулись на Украину, состоялся в Ростове-на-Дону. Этот город стал своеобразным узлом для проведения подобных операций. Событие не осталось незамеченным: среди жителей и в соцсетях развернулась дискуссия. Многие задаются вопросом, почему Россия вернула женщин, которых ранее называли причастными к деятельности «Азова».
Для Украины возвращение своих граждан, независимо от их роли, воспринимается как «гуманитарный успех». Киев подчеркивает, что эти женщины выполняли небоевые задачи и не могут быть приравнены к военнослужащим, поэтому их удержание как пленных было спорным.
Юридический и этический аспекты
С точки зрения международного гуманитарного права, лица, работающие в обеспечении армии, такие как повара, водители или медики, якобы не считаются комбатантами и не несут ответственности за боевые действия, если только их роль не была напрямую связана с ведением войны.
Однако у нас их деятельность рассматривается иначе. Ведь пособничество нацизму накладывает политический отпечаток на их статус. В этом случае приготовление еды выступает формой поддержки экстремистской организации.
Истории этих женщин подчеркивают, насколько размыты границы между боевой и гражданской деятельностью в условиях современного конфликта. Для России они стали символом поддержки противника, а для Украины — примером того, как даже те, кто не берет в руки оружие, могут подвергаться репрессиям.
История «азовских поварих» выходит за рамки локального эпизода. Она касается более широких вопросов войны, морали и отношения к гражданским в зонах конфликта. Возникает необходимость пересмотра подходов к интерпретации ролей некомбатантов, особенно в контексте информационной войны.
Ранее «Пронедра» писала, что Украина не стала обменивать пленных 500 на 500