Уголь под давлением – господдержка может уже не помочь

Уголь под давлением – господдержка может уже не помочь Татьяна Арестова

Ситуация в российской угольной отрасли продолжает оставаться сложной, несмотря на предпринимаемые меры поддержки. Анализ экономической целесообразности угольных поставок, проведенный NEFT Research, показал, что даже с учетом возможных государственных инициатив, рентабельность экспорта угля не удастся вывести в плюс. Учитывая текущие условия и прогнозы, поддержка в виде отмены экспортной пошлины и снижения тарифов на железнодорожные перевозки может лишь незначительно сократить существующие убытки, сообщает «Коммерсантъ».

Уголь в убыток

По расчетам аналитиков, средняя убыточность поставок угля на экспорт составляет около 4 500 рублей с тонны. В частности, отмена экспортной пошлины может улучшить экономику экспорта на 340–650 рублей с тонны, а возврат понижающих коэффициентов и дополнительные скидки на тарифы РЖД принесут еще 240–720 рублей. Однако, несмотря на эти меры, общая ситуация на рынке остается убыточной, и, чтобы обеспечить более значительный эффект, нужно будет внедрить более радикальные шаги.

Читайте по теме: Нужны скидки: власти 3 регионов обратились к правительству с просьбой о льготах при перевозке угля

Прогнозы по дальнейшему развитию угольной отрасли не обнадеживают: снижение мировых цен в сочетании с растущими издержками на перевозку и логистику продолжают давить на прибыльность поставок. Как подчеркивают специалисты, «точечные» инициативы, такие как перераспределение потоков или квотирование, не могут существенно изменить ситуацию. Для того чтобы поддержать угольный сектор на должном уровне, необходимы более серьезные и комплексные меры, такие как прямые субсидии, что позволит хотя бы частично компенсировать убытки, связанные с падением цен.

Кроме того, в рамках поддержки угольной отрасли обсуждается необходимость изменения логистических маршрутов, что связано с перегрузкой Восточного полигона. Ожидается, что значительный эффект может оказать развитие экспорта через южные и северо-западные порты. Это может помочь облегчить перегрузку текущих транспортных магистралей. Данный шаг поможет улучшить ситуацию с поставками угля в АТР, где ожидается более выгодная логистика, особенно с учетом недостатка провозной способности железных дорог, который сохраняется до 2032 года.

Тем не менее, не все эксперты считают, что предложенные меры смогут кардинально изменить ситуацию. Источник из угольной отрасли согласен с выводами аналитиков NEFT Research, однако отмечает, что убыточность поставок из Кузбасса, в зависимости от направления, составляет 1 500 – 2 000 рублей с тонны. По его мнению, улучшение экономики экспорта возможно через ограничение арендных ставок полувагонов и стоимости перевалки угля в портах.

Как хотят поддержать уголь

В частности, обсуждаемая поддержка в виде субсидирования стоимости аренды полувагонов и субсидирования перевалки угля в портах может привести к снижению затрат на транспортировку, что окажет положительное влияние на общую экономику поставок. При этом необходимо учитывать, что из-за высокой загруженности Восточного полигона все новые маршруты будут требовать значительных вложений в инфраструктуру, что в свою очередь вызовет дополнительные расходы, которые пока не вполне ясны.

В этой ситуации Минэнерго и другие государственные органы продолжают обсуждать меры поддержки угольной отрасли. В числе предложенных шагов — продление соглашений по вывозу угля на экспорт из ключевых угледобывающих регионов, таких как Кузбасс и Хакасия. Однако среди участников дискуссии существует противоречие по поводу некоторых инициатив, например, отмены экспортных пошлин. Как сообщалось ранее, Алексей Сазанов, замглавы Минфина, заявил, что для энергетического угля экспортная пошлина будет сохранена на нулевом уровне до конца года, в то время как на коксующийся уголь пошлина скорее всего останется в силе.

На фоне экономических сложностей в угольной отрасли, дополнительные меры по снижению налоговой нагрузки, такие как увеличение НДПИ, вступят в силу в начале 2025 года, что также добавит нагрузки на угольные компании. В правительстве обсуждают необходимость дальнейших шагов для снижения негативных последствий этих мер для бизнеса.

Таким образом, несмотря на предпринятые меры, перспективы угольной отрасли остаются неопределенными. Снижение мировых цен, высокие затраты на логистику и отсутствие ощутимого роста цен на уголь остаются главными проблемами. В условиях, когда предложения о поддержке могут лишь несколько смягчить убытки, становится очевидно, что отрасли нужны более глубокие реформы, включая субсидирование, для того чтобы вернуться к стабильности и прибыльности.

Ранее на pronedra.ru писали про потери угля: сальдированный убыток отрасли оценили в 4,9 млрд рублей

 

События, определяющие день

Присоединяйтесь и будьте в курсе