Планы по увеличению железнодорожных тарифов создали дополнительное давление для угольной отрасли. На фоне снижения мировых цен и удорожания логистики российские компании оценивают возможности переориентации экспорта. S&P Global, по данным портала «Коммерсантъ», видит рост интереса к премиальным рынкам, вроде Японии и Южной Кореи. Они могут частично заменить более чувствительные к ценам направления, вроде Индии и Китая, нарастившие закупки российских энергоресурсов в последнее время.
Логистика дорожает – уголь перенаправляют
С 1 декабря железнодорожные тарифы в России увеличатся на 13,8%. Это неминуемо скажется на итоговой стоимости угля. Эксперты отмечают, что индексация цен на перевозку вынудит покупателей либо согласиться с ростом цен, либо искать альтернативных поставщиков. Повышение стоимости угля особенно остро отразится на экспорте в Китай и Индию, которые традиционно занимают значительную долю в структуре продаж российского топлива.
Читайте по теме: Что будет с квотами на уголь – власти обсуждают условия для добывающих регионов
По данным S&P Global, за последние 9 месяцев Китай приобрел около половины всего российского энергетического угля. Однако в дальнейшем доля экспорта на премиальные рынки, такие как Южная Корея, Япония и Малайзия, может вырасти. Эти направления более привлекательны с точки зрения рентабельности. Цены на уголь там заметно выше. Например, в ноябре уголь с теплотворной способностью 6000 ккал для Южной Кореи предлагался по 116–125 долларов за тонну, в то время как для Китая аналогичные предложения составляли 106–107 долларов. Индийский рынок закупал уголь по 110-118 долларов за тонну.
За прошедшие месяцы 2024 г., включая часть ноября, Россия экспортировала 110 млн тонн энергетического угля, что заметно ниже показателей за 2023 год, составивших 133 млн тонн. Китай стал крупнейшим покупателем, импортировав 43,9 млн тонн. Япония, Южная Корея и Тайвань совместно приобрели 23,23 млн тонн, а Индия — 8,2 млн тонн. Однако изменения на глобальных рынках и рост издержек могут скорректировать эти объемы в будущем.
Доступ к премиальным рынкам ограничен
Аналитики указывают на снижение конкурентоспособности российского угля из-за роста себестоимости, что может привести к утрате части рынка. Как отмечают эксперты, даже до индексации тарифов российские поставщики стремились продавать больше на премиальных рынках, где цены традиционно выше. Однако существующие торговые ограничения мешают расширению поставок в страны, такие как Япония и Южная Корея, даже несмотря на их привлекательность. На этих рынках цены на уголь превышают китайские примерно на 10 долларов за тонну.
Повышение железнодорожных тарифов не окажет существенного влияния на экспортные цены, поскольку они зависят от спроса и предложения на конечных рынках, отмечают специалисты. Однако экспортный нетбэк, то есть прибыль, остающаяся после вычета всех издержек, скорее всего, снизится. Это создаёт дополнительные риски для российских угольных компаний, особенно если ключевые азиатские рынки начнут присоединяться к санкциям против российского угля.
Ослабление рубля, которое наблюдается в последние месяцы, немного компенсирует рост издержек и улучшает рентабельность экспортных операций. Однако вопрос сохранения объемов поставок в следующем году остаётся открытым. При существующих экономических и геополитических условиях российским экспортёрам будет сложно удерживать прежние позиции на глобальном рынке угля.
Ранее на pronedra.ru писали, что уголь под давлением – господдержка может уже не помочь