Госдума в ближайшее время должна получить от Минфина поправки к принципам налогообложения нефтегазовой отрасли. Законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс был принят в первом чтении 12 ноября. Поправки предусматривают увеличение налога на прибыль «Транснефти» и изменение принципов расчета цены Urals, сообщает РБК.
Больше налогов с «Транснефти»
Налог на прибыль для компании предлагают увеличить до 40%, соответственно подняв его в 2 раза от текущего уровня. При этом российские предприятия ожидает общее увеличение данного сбора до 25%. Однако для «Транснефти» Минфин предложил установить индивидуальную ставку на уровне 40%. В компании отказались от комментариев по этому поводу, однако в их финансовом отчете за девять месяцев 2024 года уже заметно сокращение чистой прибыли на 49,1%, что также связано с переоценкой акций.
Читайте по теме: Тарифы «Транснефти» на прокачку нефти могут повысить по инициативе ФАС
Вопрос индивидуальных ставок налога для крупных компаний не является новым. Однако, повышение налога для определенных организаций может быть оформлено через установление специальных условий для владельцев магистральных систем нефтепроводов. Это также касается и компаний, работающих на новых морских месторождениях Каспийского моря. Здесь также предлагается ставка налога на прибыль в 40% на 5 лет. В то же время для этого месторождения на тот же срок продлевается льготный режим налога на добычу полезных ископаемых.
Эксперты считают такие изменения закономерными и необходимыми для выравнивания рентабельности в отрасли. Дмитрий Ряховский, из Финансового университета, назвал эти меры логичными, так как высокая прибыльность отдельных проектов требует корректировки налоговой нагрузки для обеспечения сбалансированности отрасли.
Новый принцип расчета цены Urals
После закрытия европейского рынка для российской нефти экспортные поставки изменились в сторону Востока/ “то потребовало корректировки методики расчета цены Urals для целей налогообложения. Теперь, чтобы более объективно использовать цены при расчете налоговых сборов, предлагается учитывать стоимость нефти в портах как западной, так и восточной части России. Это изменение отражает перераспределение поставок, и новые механизмы расчета помогут отразить реальные условия рынка.
До сих пор для расчета НДПИ использовалась цена Urals с учетом дисконтирования относительно стоимости Brent. Однако в октябре был принят закон, который исключил использование устаревшего «Brent минус фиксированный дисконт», оставив вместо этого формулу, привязанную к стоимости нефти, экспортируемой с российских портов. С 2025 г. будет действовать упрощенная формула, учитывающая стоимость транспортировки и поставки нефти из ключевых портов России. При этом важно отметить, что из расчета исключены порты, в которые нефть фактически не поступает, такие как европейские.
Минфин выступил за включение в расчет цену ESPO, который экспортируется из Козьмино. Это позволит более точно отразить текущую структуру экспортных поставок, в частности, с учетом большого объема нефти, отправляемой с восточного направления. В новой схеме котировка Urals будет рассчитываться как среднее взвешенное значение 3 котировок нефти, где более значимыми будут цены с портов Приморск и Новороссийск, а вес стоимости ESPO из Козьмино составит 22%.
Такие меры нацелены на выравнивание налоговых сборов с учетом изменившейся структуры рынка. Эксперты отмечают, что подобные алгоритмы расчета в будущем могут быть применены и к другим видам минерального сырья, что поможет учесть изменения в экспортных поставках и соответствующим образом скорректировать налоговую нагрузку.
Ранее на pronedra.ru писали, что просьба услышана: в ФАС отреагировали на реакцию нефтяников на использование цены Urals в расчете налогов