Учат в школе: вскоре по всему Петербургу зазвучат первые школьные звонки нового учебного года

Но есть на карте города классы, где звон и музыка не стихнут до следующего лета

Где-то витает запах масляных красок и обожженной глины, а где-то в коридорах слышен легкий стук пуантов. Речь идет о творческих школах города – музыкальных, художественных хореографических. Всего в городе 70 учреждений творческого образования, подведом ственных Комитету по культуре и районным администрациям. Помимо школ это еще и училища: старейшее профессиональное образовательное учреждение – Хоровое училище имени М. И. Глинки, музыкальные училища имени Н. А. Римского-Корсакова и М. П. Мусоргского, Музыкально-педагогическое, Художественное училище имени Н. К. Рериха, Техникум библиотечных и информационных технологий, а также одно из самых молодых и успешно развивающихся заведений – Академия танца Бориса Эйфмана. В школах искусств, лицеях и учреждениях среднего профессионального образования в сфере культуры сегодня обучается почти 40 тысяч человек. Студентами училищ в этом году станут 650 молодых ребят. В школы искусств впервые придут почти 3 тысячи учеников в возрасте от 6 с половиной до 12 лет. Ребята прошли конкурсные испытания и будут учиться за счет бюджета города. СРЕДСТВО ОТ СТАРЕНИЯ МОЗГА Татьяна Черниговская, профессор, директор Института когнитивных исследований СПбГУ, неоднократно отмечала, что некоторые части мозга у творческих людей работают более активно, чем у остальных. «Я уверена, что каждого ребенка нужно учить музыке, потому что это тонкая настройка нейронной сети. Не так важно, станет он профессионалом или нет. Музыка учит обращать внимание на детали: какой звук выше, а какой ниже, какой короче, а какой длиннее – это подготовка к чтению, письму, в дальнейшем к сложной когнитивной работе. В некотором смысле это инвестиция в свою старость», – подытожила профессор в одном из своих многочисленных интервью. По ее словам, те, кто занимается музыкой и творчеством, на годы отодвигают болезнь Альцгеймера, а их память будет ухудшаться с гораздо меньшей скоростью. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА Начальное музыкальное образование в эпоху СССР негласно было обязательным во многих семьях. Пропитанные слезами пособия по сольфеджио передавались от родителей к детям. Сейчас приоритетом в творческом образовании считается трехступенчатая система подготовки будущих профессионалов: школа, училище, вуз. В минувшее десятилетие основными направлениями стали фортепиано, струнные, народные, духовые и ударные инструменты, инструменты эстрадного оркестра, хореографическое и театральное искусство, хоровое пение, живопись, декоративноприкладное творчество и архитектура, дизайн. Во всех школах отмечают рост интереса к художественному образованию, это подтверждается и высоким конкурсом при поступлении. Поэтому во многих учреждениях разработали дополнительные программы эстетического развития для дошкольников. Благодаря многочисленным телевизионным музыкальным проектам стали активно развиваться направления сольного пения и электронных инструментов. Традиционной популярностью пользуются программы обучения игре на фортепиано, а также живописи, хореографии и театральному искусству. Также в последние годы наметился устойчивый интерес детей и родителей к народным инструментам, фольклорному искусству, эстрадно-джазовым и театральным программам. В школах открываются новые классы обучения игре на гуслях, балалайке, отделения фольклора, инструментов эстрадного оркестра. НАЦПРОЕКТ «КУЛЬТУРА» Благодаря реализации национального проекта «Культура» и региональным программам правительства Санкт-Петербурга за несколько лет все учреждения творческого образования, подведомственные городу, модернизовали и закупили оборудование, обновили музыкальные инструменты. «Внимание к нашим детским школам искусств и их финансовая поддержка – залог их успешного развития и сохранения лидерских позиций в России. Приобретение новых музыкальных инструментов, капитальные ремонты концертных залов, оснащение современным оборудованием – это уже не мечта, а реальность! Благодаря национальному проекту мы также смогли обучить преподавателей на курсах повышения квалификации в лучших высших учебных заведениях России», – рассказала Алла Никитина, заслуженный работник культуры России, директор Санкт-Петербургской детской школы искусств имени М. И. Глинки. К слову, в самой этой школе конкурс на одно бюджетное место, в зависимости от направления, составил от 2 до 10 человек. Здесь было принято решение об открытии нового направления – по программе «Музыкальный фольклор».

В ДЖАЗЕ ТОЛЬКО ШКОЛЬНИКИ? Визитная карточка Детской школы искусств имени И. О. Дунаевского – эстрадно-джазовое отделение, отметил руководитель учрежденияМихаил Мальцев. К слову, на базе этой школы проходит Всероссийский конкурс детского и юношеского джазового творчества «Мы из джаза», а его конкурсные прослушивания и гала-концерт проводят в единственной в России Филармонии джазовой музыки. «Школа постоянно взаимодействует с ведущими джазовыми музыкантами России. 25 июля этого года учащиеся и преподаватели эстрадно-джазового отдела выступили в атриуме выставки «Мой Петербург» (0+) в рамках Дня джаза с народным артистом России, композитором и саксофонистом Игорем Бутманом. Необходимо заметить, что Игорь Михайлович не в первый раз приглашает учеников и преподавателей школы принять участие в мероприятиях подобного масштаба, тем самым подчеркивая высокий профессиональный уровень подготовки», – рассказал Михаил Мальцев. 2025 год станет для школы особенным – коллектив и воспитанники готовятся к 125-летию Исаака Дунаевского. А еще с этого учебного года открывается отделение мюзикла. ПРОКОФЬЕВ В КИТАЕ Масштаб Санкт-Петербургской детской школы искусств имени С. С. Прокофьева за 10 лет существенно возрос – раньше учреждение могло обучать до 500 человек, сейчас – более 620. Были открыты классы балалайки и гуслей, год назад начало работу отделение музыкального фольклора. По нацпроекту в школе проведен капитальный ремонт концертного зала, и теперь это одна из самых современных по техническому оснащению площадок Калининского района, заметила директор школы Ксения Шварц. «В 2023 году школа получила третье здание. Сейчас разрабатывается проектносметная документация для открытия театрального отделения. Благодаря нацпроекту значительно обновился парк музыкальных инструментов, закуплено электронное оборудование для учебных классов, пополнены библиотечные фонды», – перечислила директор. Школа развивает международные связи. Российскую и петербургскую модель творческого образования активно перенимают в Китае. «В январе 2024 года по согласованию с Комитетом по культуре Санкт-Петербурга школа подписала меморандум о творческом сотрудничестве с Шэньчжэньским международным центром искусств имени С. С. Прокофьева в Китае. Переговоры инициировал сам центр, чтобы расширить сотрудничество российских и китайских музыкальных образовательных учреждений, способствовать культурному обмену и укрепить двусторонние связи», – добавила Ксения Шварц. В ПЕРВЫЙ РАЗ В НОВЫЙ КЛАСС В сентябре в Колпинском районе откроется новое здание Детской художественной школы № 3. Учреждение с богатой историей обретает современный дом – ранее школа размещалась на первом этаже жилого здания. Площадь новой площадки – в пять раз больше! Классы оснащены по всем стандартам 2024 года – интерактивные доски, оборудование для керамики и компьютерной графики, современная мебель, разные приспособления для творчества. В 2025 году должно завершиться строительство здания в Невском районе для размещения новых отделений Детской школы искусств имени Михаила Глинки. Пятиэтажный объект на Союзном проспекте будет включать учебные помещения, малый и большой театрально-концертные залы. Открытие школы позволит принять на занятия ребят из активно развивающейся части города.

 

События, определяющие день

Присоединяйтесь и будьте в курсе