Его судьбу эксперты обсудили на конференции, посвященой инвестиционной привлекательности памятников деревянной архитектуры
Сегодня в Петербурге стартовала IV конференция по сохранению объектов культурного наследия — памятников деревянной архитектуры. «Важны любые инструменты, которые призваны сохранять наше культурное и историческое наследие. Работа с деревянным зодчеством – наиболее сложная, ведь деревянные постройки в результате внешнего воздействия намного быстрее ветшают, чем каменные. Инвесторам, предпринимателям, неравнодушным гражданам как раз нужно познакомиться с инструментами, которые помогут сохранению деревянного зодчества. Конференция призвана помочь с поиском в рамках конструктивного диалога»,- сказал вице-губернатор Петербурга Евгений Разумишкин. По его словам, в нашем городе в сфере сохранения памятников деревянного зодчества делается достаточно много. Один из инструментов — программа «Рубль за метр». Благодаря которой, например, привели в порядок Александровские ворота Охтинских пороховых заводов на улице Химиков в Красногвардейском районе, а также библиотеку Колобовых на Большой Зелениной в Петроградском районе. Немного сменить вектор Конференция проходит уже в четвертый раз. На предыдущих встречах обсуждались преимущественно реставрационные технологии и методики при работе с объектами деревянного зодчества. В этом году конференция немного меняет вектор. По словам председателя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Алексея Михайлова, сегодня мы обсуждаем инвестиционную привлекательность таких объектов, без которой невозможно сохранение и придание второй жизни памятникам деревянной архитектуры. «Очень рад видеть много знакомых лиц. Приятно, что эта конференция превращается в клуб друзей и специалистов, которые заинтересованы в сохранении культурного наследия. В предыдущие разы духовным идеологом этой конференции выступал Александр Гаврилович Леонтьев. От всей души хочу его поблагодарить за то, что он взялся за такую важную и интересную тему», – сказал Алексей Михайлов. По его словам, найти инвесторов для памятников деревянной архитектуры непросто. Такие объекты требует большего внимания, денег и сил, чем, например, исторические каменные постройки. Многие инвесторы считают, что работать с деревом можно только себе в убыток. «Сегодняшняя конференция призвана поменять это видение и показать, что деревянная архитектура вполне может быть инвестиционно привлекательной. Мы это видим на примерах коллег из других регионов и хотели бы как раз на них продемонстирровать, что работа с деревянными памятниками не всегда требует незамедлительного вложения больших денег, а в первую очередь – грамотного подхода, в том числе расчета инвестиционной привлекательности объекта», – сказал Алексей Михайлов. Среда вокруг объекта Подходы к повышению инвестиционной привлекательности могут быть разными, считают эксперты. Один из них – это комплексный проект развития территории, благодаря которому, например, появился проект «130-й квартал в Иркутске» – зона исторической застройки, включающая в себя несколько десятков памятников архитектуры и истории города, которым дали новую жизнь. «Квартал начали строить еще в десятых годах. Можно долго спорить, сколько в нем сохранилось исторического и подлинного. Но факт остается фактом – до появления этого квартала в Иркутске ежегодно десятками горели и исчезали памятники истории и культуры. Сейчас ситуация кардинально другая – они воспринимаются, как нечто ценное. Молодежь Иркутска покупает квартиры в исторических постройках города и живет в них. За 15 лет больше 100 исторических зданий Иркутска восстановлено, а в рамках городской общественной акции «Фасадник» жители уже покрасили фасады более 150 домов», – рассказывает общественный представитель Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов в Иркутской области по направлению Молодые профессионалы - «Предпринимательская модель развития в исторической среде», один из участников создания 130-го квартала в Иркутске Сергей Маяренков. По его словам, благодаря этому кварталу, появилось еще две тысячи рабочих мест, ежегодно 130-й квартал приносит в бюджеты всех уровней около 1 миллиарда рублей налоговых поступлений (по данным на 2015-й год). Ивесторы, которые рискнули и вошли в проект первыми, получили 300 процентов прибыли. «Все это работает, как единое целое и дает огромный трафик посетителей. Причем территория квартала рассчитана не только и не столько на туристов, - а на местных жителей. Постройки 130-го квартала стоят на цоколях, которые приспособлены под коммерческие помещения со свободной планировкой и потолками в 4 метра высотой. Именно в них и заложена основная экономическая составляющая: рельеф квартала выходит на пешеходный променад. Таким образом, человек идет по нему и видит витрины заведений, расположенных в цокольных помещениях, а со стороны улицы виден старый город, то есть сами исторические постройки, стоящие на цоколях, которые и привлекают внимание», – рассказывает Сергей Маяренков. Другими словами, если вокруг объектов культурного наследия создать определенную привлекательную среду, то капитализация этого места будет только расти, а сами исторические постройки станут более привлектальными, считает эксперт. «Это не требует дополнительных вложений в сам объект. Фактически, его вытягивает сама среда», – говорит Сергей Маяренков. Вернуть исторический облик В Петербурге действуют различные государственные программы, направленные на сохранение объектов культурного наследия, в том числе памятников деревянной архитектуры. Так, сейчас по заказу «Фонда капитального строительства и реконструкции» Комитета по строительству ведется комлексная реставрация деревянного дома Василия Вуича в Пушкине. Проект реставрации и приспособления здания под нужды музея разработало Архитектурное бюро «Студия 44». К реставрации приступили в этом году. Как рассказали в КГИОП, здание сильно пострадало во время Великой Отечественной войны: взрывом была разрушена крыша, выбиты окна, разрушена веранда и часть стены северного фасада. В 1955-1956 годах проведен ремонт, в результате которого кардинально изменены объёмно-пространственные характеристики здания: оно утратило ассиметричное построение, второй этаж был фактически заново перестроен – новые конструкции увеличили его площадь, сделав её равной площади первого этажа. При приспособлении здания провели перепланировку, коснувшуюся почти всех помещений. «С точки зрения истории, нам это здание интересно тем, что в нем почти 10 лет жил и работал писатель Алексей Толстой. После завершения комплексной реставрации, в нем планируется разместить филиал Историко-литературного музея города Пушкин. В первую очередь, в нем появится экспозиция, посвященная Алексею Толстому. Один из важных вопросов - восстановление рабочего кабинета писателя. Мы знаем, что исторически его кабинет находился на втором этаже, до проведения ремонта в 50-х годах прошлого века. Современная планировка дома позволяет увидеть, что кабинет переделан, изменены его габариты. Наша задача вернуть исторический облик всему зданию, чтобы он соответствовал духу и времени жизни Алексея Толстого. Иначе довольно странно открывать музей, посвященный творчеству Толстого, в доме, чей облик не соответствует историческому», – рассказал на конференции архитектор-реставратор «Студии 44» Илья Сабанцев. По его словам, большую часть будущего обновленного пространства музея займут выставочные помещения, оставшиеся свободные площади – административный блок. «В ходе работы, принято решение полностью разобрать здание, чтобы уже в мастерской отреставрировать бревна, которые впоследствии вернутся на свое историческое место. Сгнившие бревна будут заменены. В целом, проектное решение предполагает использование как исторического, так и нового материала» , – сказал архитектор.