В Петербурге готовят механизм для сохранения рельефов и росписей советского периода

Об этом рассказал председатель Колпинского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Андрей Юдин

В Петербурге разрабатывают механизм для сохранения произведений монументального искусства советского периода – архитектурной керамики, рельефов, росписи. По словам председателя Колпинского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) Андрея Юдина, в 1970-1980-е годы (момент расцвета монументального искусства) основным заказчиком работ выступало государство. ИСТОРИЯ УТРАТЫ Мозаики, росписи, плитка и витражи украшали как интерьеры, так и фасады различных зданий. С конца 80-х годов постепенно стали закрываться предприятия и комбинаты по производству мозаичной плитки, впоследствии их приватизировали частные компании. Советского государства, как основного интересанта, уже не было, новые же владельцы объектов в сохранении произведений искусства заинтересованы не были. «Как правило, частным лицам не было абсолютно никакого дела до судьбы мозаики , витражей или росписи на их объекте. Архитектурное убранство зданий постепенно начинало разрушаться, нуждалось в реставрации, а это дорого», – рассказывает Андрей Юдин. Вторая сторона вопроса – отсутствие информации об утерянных произведениях монументального искусства. «Никто никогда не вел реестр объектов, на которых есть или когда-то была мозаика, плитка или росписи», – утверждает собеседник «Петербургского дневника».

ЖДАТЬ ДО ЗИМЫ Многолетние обсуждения судьбы произведений монументального искусства ничем не заканчивались. Однако в этом году дело сдвинулось с мертвой точки. Инициативная группа в лице членов секции монументального искусства Санкт-Петербургского союза художников, Петербургского отделения ВООПИК, Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), а также специалистов в области сохранения произведений монументального искусства провела несколько круглых столов. «Мы подали заявку в Фонд президентских грантов. Зимой станет известно, вошли ли мы в список победителей. И если да, то в феврале 2025 года начнем работу. ВООПИК планирует провести инвентаризацию и каталогизацию произведений монументального искусства пока в двух районах: Выборгском и Калининском. Именно в них находится значительное количество произведений монументального искусства советского периода», – отмечает заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения ВООПИК Елена Резникова. По ее словам, уже сейчас ведется подготовительная работа по определению местоположения произведений монументального искусства. «Сейчас мы на этапе переписки с районными администрациями, учреждениями культуры и образования, бывшими и действующими предприятиями. Мозаики можно найти на фасадах и в интерьерах зданий школ, детских садов, поликлиник, проектных институтов, заводов, – рассказывает Елена Резникова. – Следующий этап – набор волонтеров на нашу образовательную программу в рамках гранта, который надеемся получить. Во время обучения участники познакомятся с различными техниками создания монументальных произведений, их видами, биографиями советских художников-монументалистов, посетят мастерские и выйдут на тестовые осмотры в сопровождении экспертов. Лекции будут читать члены Санкт-Петербургского союза художников». После всего этого специалисты вместе с волонтерами отберут наиболее ценные объекты, соберут и систематизируют информацию об их авторстве, дате и истории создания. «Вообще, чем больше мы отдаляемся от того времени, когда работали советские художники, тем острее ощущаем, что сюжеты, которые воплощали монументалисты (наивные, позитивные, рассказывающие о дружбе народов, продвигающие идеи мира, прославляющие самоотверженный труд и семейные ценности), – это то светлое и доброе, чего нам сегодня не хватает», – делится мнением Елена Резникова.

«ВАЖНЫЙ ШАГ» Итогом работы в рамках гранта станет издание печатного каталога с описанием и подробной информацией о произведениях монументального искусства Выборгского и Калининского районов города, их авторах, сюжетах и местонахождении. Каталог будет доступен всем. «Это важный шаг в истории сохранения произведений ленинградских художников-монументалистов, работы которых украшают фасады и интерьеры зданий не только в Петербурге и во всей России, но и на всем постсоветском пространстве. Важно, чтобы будущие поколения россиян могли увидеть и оценить высокий художественный уровень этих работ», – подчеркивает председатель правления Санкт-Петербургского союза художников Андрей Базанов. К слову, работа по популяризации направления уже ведется. В социальной сети «ВКонтакте» создан паблик «Ленинград Монументальный», который посвящен сохранению и популяризации монументального искусства советского периода. «Наш паблик предполагает двустороннюю связь: мы выкладываем информацию о найденных объектах и просим людей, которые могут знать подробности, помочь их атрибутировать. Кроме того, мы дублируем информацию в наш одноименный Telegram-канал, где также проводим работу по популяризации направления», – делится подробностями Андрей Юдин. Добавим, что в Петербурге уже есть успешные примеры сохранения мозаики. Так, губернатор города Александр Беглов поручил восстановить мозаичное панно, украшающее брандмауэр спортивной школы олимпийского резерва № 1 в Ковенском переулке. За 50 лет художественное произведение утратило верхнюю часть изображения и нуждалось в очищении и восстановлении. К работам привлекли специалистов Художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица. Панно восстановили. ФАКТ: Произведения монументального искусства советского периода украшают типовые жилые здания или индустриальные постройки, которые вряд ли скоро получат статус памятника, считают эксперты.

 

События, определяющие день

Присоединяйтесь и будьте в курсе