Какие памятники истории и культуры в ближайшее время начнут реставрировать, как сегодня ухаживают за произведениями из камня и с какими сложностями сталкиваются реставраторы в работе — в интервью искусствоведа, начальника отдела памятников и мемориальных досок «Государственного музея городской скульптуры»
— Екатерина Александровна, вы получили знак «Заслуженного реставратора Санкт-Петербурга». Расскажите о ваших впечатлениях от полученной награды? — Было неожиданно, но очень приятно, что моя деятельность отмечена на уровне Администрации Санкт-Петербурга. Ощущения примерно такие, как при подъёме на обелиск «Румянцова Победам» в Румянцевском саду, где на высоте 24-х метров, находится место крепления навершия — Орла на сфере. Реставрация этого памятника проходила в 2023-2024 годах. Сейчас вызолоченные в условиях мастерской скульптура Орла и Сфера вернулись на свое историческое место — все трещины на граните устранены, крепление надежно. — Расскажите, пожалуйста, как вы пришли в профессию, почему выбрали ее? Какой у вас общий стаж работы? — Сейчас я работаю в Государственном музее городской скульптуры. Про музейщиков говорят — служат. В реставрационных историях уже без малого 20 лет, а это десятки отреставрированных памятников и мемориальных досок. Я бы сказала, что реставрация сама выбрала меня, а судьба дала мне возможность реализовывать профессиональные знания — искусствоведа, музейного хранителя в научно-реставрационной деятельности, которую осуществляет единственный в своем роде Музей, созданный усилиями многих выдающихся представителей отечественной культуры в далекие и сложные послереволюционные годы. Наш Музей необычный. Наряду с традиционными для всех музеев фондами, он хранит совершенно уникальные коллекции памятников и мемориальных досок — произведений монументального искусства в реальной городской среде, под открытым небом. Сохранить их авторскую неповторимость, изучить, отреставрировать, спасти и защитить — это основная задача музейных хранителей и реставраторов — и моя тоже. Отмечу, Петербург — родина первого скульптурного монумента России. Им стал легендарный Медный всадник, который, как и другие шедевры пластического искусства, Музей спас и укрыл в годы Великой Отечественной войны, проведя работу, не имеющую аналогов в мировой практике. В 2021 году к юбилею Петра I я участвовала в научной реставрации этого монумента и внесла свою лепту в сохранении монумента. Это наша общая заслуга — реставраторов, ученых, хранителей. По роду своей музейно-реставрационной деятельности я нахожусь в постоянном движении по городу, по памятникам, по реставрационным площадкам и мастерским, архивам... Реставрационный процесс требует полной отдачи сил, знаний, опыта. Ответственность за сохранность культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга, произведений монументально-декоративного искусства Музейного фонда Российской Федерации колоссальная. — Расскажите о самых ярких или важных именно для вас объектах города, с которыми удалось поработать? — Каждый памятник — особый, каждый — отражение истории, авторской творческой манеры, каждый имеет свои особенности в материале, в конструкции, в технологическом процессе. Именно поэтому в собрании Музея только произведения значимые в историческом, художественном, авторском аспектах. Все нуждаются в защите хранителей, реставраторов. Выделю несколько произведений, не столь масштабных по габаритам, но требующих не меньшего внимания, реставрационных усилий: Чугунные Львы на поэтическом Львином мостике и «стражи города» Львы на Адмиралтейской набережной, выполненные из медных пластин толщиной не более 3-х миллиметров! Я участвую уже во второй за последние три года их реставрации. И это не потому, что работы проводятся плохо, а потому, что на скульптуры залезают, сидят на тонких спинах, фотографируются... И вновь деформация формы, трещины, повреждения красочного покрытия, и вновь они в реставрационной мастерской. Это очень трагично. Следует принимать меры к их защите. На другой стороне спектра восторженность от реставрации на Колонах Славы, установленных на Конногвардейском бульваре, в ходе которой, после демонтажа скульптур венчающих колонны пластически бесподобно изящных (но на бронзовой поверхности имелись повреждения, утраты, «бронзовая болезнь»), необходимо было восстановить вертикальность самих колонн. Их пришлось «разворачивать» и это проводилось вручную! Упор — рычаг — упор. И такой реставрационный опыт у меня был. Конечно, навсегда запомнилась реставрация памятника Николаю I и Медного всадника совместно с реставраторами «Реставрационной мастерской «Наследие» — как своеобразные учебники по реставрации. Для себя я всегда ставлю задачу не только осуществить весь комплекс мер по подготовке, проведению и контролю за реставрационными работами, но и проанализировать по окончании, написать статью, выступить на конференциях, то есть поделиться опытом, оставить для будущих специалистов сведения об исследованиях, реставрации — им будет легче двигаться дальше, избежать ошибок.
— А с какими объектами города хотелось бы поработать? — Повторюсь, отмечая, что каждый памятник имеет свои особенности, но сейчас в планах реставрация памятника Петру I у Михайловского замка, Николаевских (чугунных) ворот в Пушкине, памятника «Стерегущий», декоративной части памятников-фонтанов бывшей Царскосельской дороги с четырьмя сфинксами, Нептун и других. За состоянием городских памятников ведется регулярное наблюдение, проводятся осмотры, фиксируется изменение состояния, появившиеся повреждения, утраты. Исследования анализируются, и если акты вандализма можно ликвидировать оперативно, профилактический текущий уход проводить регулярно, то для проведения реставрационных работ требуется тщательная, регламентированная подготовка, проект, согласования и разрешения от множества организаций, выделение финансирования. Это процесс не быстрый, поэтому в «списке ожидания» на сегодняшний день десяток памятников, которые нуждаются в комплексной реставрации. В том числе и мои любимые Верстовые столбы — «мраморно-гранитные пирамиды», как называла их Екатерина II, уникальные памятники XVIII века. Масштабные реставрационные работы на 11 Верстовых столбах по бывшей Царскосельской дороге и 4 на Петергофской дороге были проведены в 2017 году. Сложность состояла в том, что изначально при производстве столбов Конторой строений Мраморного дворца и Исаакиевской церкви использовался отечественный природный камень — рускеальский и тивдийский мрамор, гранит — рапакиви, шокшинский кварцит, разработка месторождений которых не осуществляется с 1910-х годов. Была поставлена цель найти материал, соответствующий историческому описанию как можно точнее. Памятники должны предстать во всей своей живописной сдержанной красоте. Во время этой реставрации были воссозданы утраченные в послевоенные годы части верстового столба «8/21» в поселке Стрельна у Львовского дворца, «7/22» на 23 километре по Санкт-Петербургскому шоссе, «5/24» у поворота в бывшую деревню Михайловка, на 25-ом километре Санкт-Петербургского шоссе. Сейчас к реставрации готовится Верстовой столб «5/19» у Московских Триумфальных ворот и «6/23» на проспекте Стачек. Цифры, выбитые на мраморном кубе, указывают расстояние в верстах: первая — от Санкт-Петербурга, вторая — до Царского Села или до Петергофа, в зависимости от того, на каком из двух направлений они установлены. Сохранившиеся до наших дней верстовые столбы достоверно не отсчитывают каждую версту и не фиксируют с точностью путь в соответствии с числовыми указателями — цифрами, выбитыми на камне. Они утратили свое утилитарное назначение, став историческим декором дорог, воспоминанием о былой парадности подъездов ко дворцам. За свою двухсотлетнюю историю эти памятники стали свидетелями многих городских событий, они — неотъемлемая часть города и его истории, и я горжусь, что внесла свой профессиональный вклад в их сохранение. — Как вы считаете, в чем особенность работы реставратора в Петербурге? — Петербург — ансамбль, не только архитектурно-скульптурный. Здесь также и наглядная демонстрация успехов ленинградской и петербургской школы реставрации, преемственности традиций, среди которых особое место, особый аспект — чувство гармонии, знаний и умение применить старинные технологии, используя современные материалы, приборы, достижения (керхеры, лазеры). Но, защищая памятник, современная реставрация не должна стремиться к новоделу, сохраняя патину времени, подлинность авторского решения. Такт и деликатность. Вот почему особое внимание уделяется сохранению исторической патины на бронзе, пластическому авторскому решению. — Вы много взаимодействуете с памятниками города. На ваш взгляд, есть ли принципиальное отличие между работой с историческими зданиями и памятниками? — Убираем слово «принципиальные». Не может быть таких отличий — кодекс реставраторов не имеет различий: фасадная скульптура или отдельно стоящий памятник. Всегда, в идеале, все внимание на произведение — архитектура, скульптура, конструктив. — Какими качествами должен обладать реставратор? — Я бы выделила широту кругозора, глубину знаний, интерес к получению новых — не просто механическое действие, но знание, когда, кем, из какого материала исполнено произведение, что было характерно для того времени в технологиях. Трудолюбие, терпение и гордость за красоту нашего города, родного Санкт-Петербурга.