Трудное строительство: 145 лет назад в Петербурге открыли Литейный мост

Это второй постоянный мост, построенный в городе. А еще это переправа с очень непростой судьбой: можно сказать, что она (как и весь город!) появилась вопреки природе

В том месте, где сегодня находится Литейный мост, несколько столетий назад уже была переправа через Неву. Через нее задолго до основания Петербурга проходил путь из Великого Новгорода в Выборг. Востребованное место Первые мосты Петербурга были деревянными или наплавными. В XVIII-XIX веках активно использовались плашкоутные мосты. Их основой были ряды плашкоутов, то есть судов с малой осадкой. На них размещали деревянное покрытие, и все суда вместе образовывали мост. У таких конструкций были свои преимущества, например, их можно было легко снимать с места в случае необходимости или опасности. Также они могли пропускать суда, однако не были надежными. Второй плашкоутный мост Петербурга, Воскресенский, появился в 1786 году примерно на месте будущего Литейного моста. Затем его несколько раз обновляли. В 1850 году был открыт первый постоянный мост через Неву –Благовещенский, который обеспечил надежное сообщение между южным берегом Невы и Васильевским островом. Но еще более важным с точки зрения экономики и логистики было соединение северного и южного берегов Невы, ведь на севере (Выборгской стороне) начиналось активное строительство заводов. Грузы же приходилось перевозить по плашкоутному Воскресенскому мосту, который не мог выдержать увеличившуюся нагрузку. К тому времени уже был закрыт находившийся на южном берегу Литейный двор, комплекс промышленных предприятий, созданный еще Петром I. В 1851 году Литейный двор был снесен, и Литейный проспект вышел к Неве. Сначала к месту выхода перенесли Воскресенский мост, который заодно переименовали в Литейный. В то время он состоял из 21 судна, на которые опиралось деревянное покрытие, и был разводным. Но в 1865 году, когда мост был поврежден ледоходом, городские власти начали осознавать, что на этом месте необходима надежная постоянная переправа. Погибли 40 человек Только в 1869 году Городская дума приняла решение о строительстве моста между Литейным проспектом и Выборгской стороной. Конкурс проходил с 1871-го по 1872 год, и его выиграла британская фирма. Однако Министерство путей сообщения по неизвестной причине отвергло этот проект и поручило работу русскому инженеру-мостостроителю Аманду Струве. Строительство началось в 1875 году. Но на практике оказалось, что в назначенном месте находится самая глубокая точка Невы, а грунт на дне - илистый и топкий. Струве учел это, и для постройки моста стали использоваться кессоны. Это огромные металлические ящики без дна, которые погружались на глубину. Как только вода заполняла их, ее полностью откачивали. Затем внутри кессонов могли работать люди, выкапывать грунт, забивать сваи. Использование кессонов было инновацией для России. Однако даже так не удалось избежать проблем. Технология кессонов еще не была апробирована должным образом, и при строительстве Литейного моста произошло сразу несколько аварий. В 1876 году в один из кессонов ворвался поток полужидкого грунта, а в следующем году в другом кессоне произошел взрыв, что задержало работы на несколько месяцев. Всего в ходе строительства погибли около 40 человек. Также в проект пришлось вносить изменения, потому что на дне, на месте будущей переправы, была найдена затонувшая баржа с валунами. Эти новости со строительной площадки стали источниками легенд о проклятии моста. Говорили, что в том месте под воду когда-то был сброшен камень для жертвоприношений. Но в итоге строители смогли уложиться в срок, хоть и существенно превысили бюджет. Мост был открыт 13 октября 1879 года. Первопроходец Новый мост был изначально назван Александровским (или – мост Александра II) в честь действующего императора. Однако это название не прижилось. Петербуржцы продолжали называть мост Литейным, и в 1917 году пришедшие к власти большевики юридически утвердили это название. Правда, в фольклоре сохранилось третье название – Чертов мост. Оно появилось из-за несчастных случаев при строительстве и из-за того, что во время блокады он был целью регулярных обстрелов. Сам Литейный мост является уникальным не только благодаря новому для того времени способу строительства. Его арки были сделаны не из чугуна, как раньше, а из сварочного железа, прообраза современной стали. Также новаторской была конструкция разводного механизма. На мост была установлена водяная турбина, которая открывала проход для судов всего за 20 минут. Сохранившиеся до наших дней перила моста были выполнены по рисункам архитектора Карла Рахау. Изображенные на них русалки олицетворяют Петербург как морскую столицу. Кроме того, Литейный мост стал первым мостом России с электрическим освещением. На нем были установлены фонари по проекту Павла Яблочкова, изобретателя дуговой лампы. В 1964 году в рамках модернизации Волго-Балтийского речного пути было принято решение о реконструкции Литейного моста, которая продолжалась 3 года.

 

События, определяющие день

Присоединяйтесь и будьте в курсе