Мост, соединяющий Азию и Северную Америку – давняя мечта многих российских и американских политиков. Сейчас, конечно, в это сложно поверить, отношения России и США зашли в тупик и ни о каком мосте, даже словесном, речи и нет. И все же, несмотря на противостояние России и США, это сооружение объединило бы всю планету единой общемировой транспортной сетью и стало бы самым грандиозным проектом за всю историю человечества.
Что же изменилось бы с появлением такого моста и почему инженеры его до сих пор не построили?
Наибольшую выгоду от связующего моста получили бы, конечно, Россия и США, а конкретно, их дальние регионы – Сибирь, Дальний Восток, Аляска.
Дорожная сеть в этих регионах развита крайне слабо. Причем не только на российской стороне, но и на американской. Ближайшие к проливу магистрали в США заканчиваются в центре Аляски (город Фэрбенкс), а в России дальше Якутска остаются сотни километров неосвоенной местности.
Нижний Бестях – конечная станция Амуро-Якутской железной дороги. Дальше путей нет.
Чтобы протянуть ветку к проливу, каждой стране пришлось бы достроить по 1000 километров железной дороги. Но зато она, безусловно, поспособствала бы росту экономического благосостояния регионов. Аляска и Чукотка, некогда находившиеся на отшибе цивилизации, окажутся тогда на перекрестке торговых путей. Начальник Чукотки в исполнении неподражаемого Михаила Кононова стал бы уже не комическим персонажем, а самым что ни на есть ключевым.
Дальний Восток получит в этом случае дополнительное развитие. Кроме того, с помощью новой сети дорог планировалось освоение и продажа полезных ископаемых из Восточной Сибири в Америку.
Чтобы уточнить, что это никакая не утопия, следует отметить, что попытки объединить два континента мостом предпринимались еще с конца XIX века. Первым такую идею высказал губернатор штата Колорадо Уильям Гилпин. Идея провалилась из-за того, что правительство Российской империи не выделило землю для железной дороги.
Однако попытки построить мост через Берингов пролив предпринимались на протяжении всего XX века. Самым грандиозным проектом стала дамба советского инженера Петра Борисова. Она закрыла бы холодные потоки из Северного Ледовитого океана и сделала бы климат Сибири и Дальнего Востока более мягким.
Длина дамбы должна была составить не менее 86 километров, чтобы закрыть весь Берингов пролив.
Одновременно по мосту предусматривалось возведение железной дороги из СССР в Америку. Если бы советские и американские инженеры смогли построить дамбу, то климат Сибири стал бы близок к умеренному. А Дальний Восток и вовсе мог бы стать субтропиками или даже тропиками!
Хотя кто сейчас может предсказать в точности – каким?
Однако как раз из-за опасности и неизвестности того, что дамба сотворит с природой, проект был закрыт. К нему вернулись несколько лет назад. В 2012 году глава РЖД Владимир Якунин, в то время возглавлявший РЖД, обнародовал новый проект, предусматривающий создание уже не моста, а железнодорожного тоннеля между континентами.
Строительство, по его плану, должно было начаться в 2030-м году.
Однако из-за нынешнего противостояния между Россией и США проект может теперь откладываться и откладываться – причем на несколько десятков лет.
Стоит отметить, что Россия за последние десять лет построила 15 крупных мостов, флагманом среди которых несомненно стал Крымский мост - длиной 19 километров.
А вот такие амбициозные тоннели Россия еще не строила. Но мир – строил!
Самый знаменитый, конечно, тоннель под Ла-Маншем. Его общая длина – 51 километр, а под толщей воды он проходит на расстоянии в 39 километров. Начинали его строить чуть ли не весь ХХ век, но по-настоящему взялись за дело только в 1987-м. Строительство заняло семь лет, и в 1994-м Евротоннель открылся.
86 километров Берингова пролива – это конечно не 39 Ла-Манша. Но и мир за эти тридцать лет изменился. Возможно, новые технологии позволят реализовать Берингов проект за те же 7 лет.
Тем более Евротоннель – не единственный такой огромный подводный тоннель.
Еще до него – в 1988 году – неутомимые японцы построили свой знаменитый Сэйкан. Этот подводный тоннель соединил острова Хонсю и Хоккайдо. 23 километра он пролегает под водами Сангарского пролива, а всего Сэйкан тянется на протяжении 53,85 километров.
Решение о его строительстве было принятого после страшного тайфуна в 1954-м году, а строился японский тоннель 24 года , начиная с 1964-го.
Это, конечно, самые глобальные подводные тоннели. При том, что есть еще и малокилометровые Дрогден (находится на соединении датского Копенгагена и шведского Мальме), тоннель в заливе Чепасик (США, штат Вирджиния) или Мармарай (Стамбул).
Впрочем, тоннель в Беринговом проливе, соединяющий два континента, теоретически может и не принести никаких изменений. Да, появится дорога между континентами и люди смогут дешевле и интереснее путешествовать по миру, но в экономическом плане ситуация для России не изменится.
Правительство просто будет щедро вывозить сырье за рубеж и никаких новых городов вокруг инфраструктуры не возникнет. Перерабатывать это сырье все равно будут за границей, а климат Дальнего Востока вряд ли привлечет новых жителей.
Первые 20-30 лет доход от продажи сырья будет лишь восполнять колоссальные затраты на строительство тоннеля, а прибыль начнет получать лишь следующее поколение. Российская экономика станет хоть и богаче, но ещё более ориентированной на экспорт ресурсов и более зависимой.
Получается, нам этот тоннель глобально - невыгоден! Да и США, у которых пока все в порядке со своими энергоресурсами и которые, наоборот, как можно дальше стараются огородиться от России, по логике - это тоже ни к чему.
Возможно тоннель, под Беринговым проливом - это уже проект следующего поколения. А вы – как думаете? Надо нам соединять Чукотку и Аляску, Россию и США?