«Если открою парашют, немцы поймают, издеваться будут. Если не открою, то верная смерть». Невероятная история летчика Николая Жугана

Летчик Николай Жуган совершил 312 боевых вылетов на дальнем бомбардировщике. Он участвовал в боях с первого дня Великой Отечественной, дошел до Победы, был четыре раза сбит. За свои заслуги гвардии полковник был награжден множеством орденов и медалей, удостоен звания Героя Советского Союза. Ветеран прожил 100 лет, оставил воспоминания. В сегодняшнем материале рассказываем удивительные подробности его боевого пути.

Николай Павлович Жуган с супругой Тамарой Иосифовной

Лето 1941 года

Николай родился 23 февраля 1917 года в селе Николаевка под Херсоном. Жуган с детства стремился попасть в авиацию. По комсомольскому призыву он окончил летную школу и вскоре стал летчиком-бомбардировщиком. Накануне Великой Отечественной Николай служил в 93-м дальнебомбардировочном полку. 22 июня 1941 года его подразделение было поднято по тревоге. В тот день Николай совершил свой первый боевой вылет в составе девятки бомбардировщиков ДБ-3. Каждый самолет нес с собой тонну бомб. Вот что он вспоминал об этом:

«Когда подлетели, я увидел колонну. Впереди легковой автомобиль шел, а сзади колонна. Ехали в два ряда, грузовики были набиты солдатами, сзади – пушка. А по обочине шли танки. Мы подошли на высоте 3000 метров. Хорошая высота. Небо безоблачное было. Когда мы уже над ними летели, открыли люки, и все на них сбросили. Много рассмотреть не получалось, потому что нужно было держать строй. Когда я поглядел в ту сторону второй раз, заметил, что все превратилось в кашу из машин, танков. Там примерно 10-20 машин ехало, в каждой по 20 человек. В сумме около 400 солдат получается

Летом 1941 года дальние бомбардировщики из-за кризисного положения на фронте совершали дневные вылеты без прикрытия истребителей. Такая тактика приносила свои результаты: противник нес ощутимые потери сухопутных войск, его наступление замедлялось. Однако в условиях господства вражеской авиации советские бомбардировщики несли тяжелые потери. Летом 1941 года Жуган был сбит, второй раз его бомбардировщик подбили в сентябре, когда полк бомбил немецкие войска, окружавшие советские армии под Киевом. Вот что летчик вспоминал об этом:

«Мы своей семеркой набрали высоту 4000 м и бомбили в районе, где они замыкали круг. А когда мы развернулись, нас догнали истребители и начали атаковывать. Я в самом конце летел и нас первыми сбили. Не успели мы отойти от цели, как мне в хвост попали. Самолет стал неуправляемым. А высота небольшая была. Примерно 2000 метров. Я вот и думал… Если открою парашют, немцы поймают, издеваться будут. Если не открою, то верная смерть. Но я не выдержал: все-таки дернул за кольцо. Парашют открылся.

Когда встал на землю, увидел, что два фашиста в моем направлении бегут, метрах в 180 от меня. Я бросил парашют и бегом в лес направился. А до него полкилометра примерно было. А бежать трудно, по мне стреляли. Только слышал, что пули свистят. Понимаю, один выстрел – и конец!»

Герой Советского Союза

Летчик успел добежать до леса и уйти от преследования, затем три недели пробирался к своим. Жуган продолжил совершать боевые вылеты, причем с 1942 года они стали преимущественно ночными. Николай стал одним из самых опытных летчиков полка. Он не раз совершал полеты в глубокий тыл противника: Кенигсберг, Инстербург, Тильзит, Хельсинки. К 1944 году Николай регулярно выполнял разведывательные вылеты, считавшиеся самыми сложными. На такие задания отправились одиночные бомбардировщики, а от летчика требовалось точно выйти в заданный район, чтобы позволить штурману сфотографировать местность. В ходе одного из разведывательных вылетов в июле 1944 года неподалеку от Пинска самолет Жугана был сбит. Летчик вместе со своим штурманом добрался до партизан, а через 15 дней вышел в расположение частей Красной Армии.

Жуган продолжил летать до Победы. Отважный летчик совершил 312 боевых вылетов, награжден множеством орденов и медалей, удостоен звания Героя Советского Союза. 

#МузейПобеды #ПодвигАрмии

источник

 

 

События, определяющие день

Присоединяйтесь и будьте в курсе