Александр Михайлович родился в весьма небедной семье. Несколько поколений сибирских купцов правдами и неправдами сколачивали состояние, которое в свой черед досталось Саше и его братьям, после того как батюшка ушел в вечность. Золотые прииски, заводы, пароходы и даже узкоколейная железная дорога – 25-летнему молодому человеку было, где развернуться, сумма наследства составляла несколько миллионов рублей. И он решил на эти деньги сделать Сибирь доступнее. А для этого, считал Александр Михайлович, надо первым делом освоить Северный Морской путь.
Его вообще манили Север и сибирские просторы. Идеей фикс Александра Михайловича стало освоение сибирских рек и построение на их основе транспортной системы, которая охватит всю Сибирь. То, что железные дороги окажутся дешевле и перспективнее, он не учел и не просчитал. А может быть, они и оказались эффективнее, потому что на железные дороги правительство деньги давало, а вот на развитие транспортной системы на основе речного флота и сибирских рек – нет. А освоить бескрайние сибирские просторы даже огромного состояния одного купца не хватит. Тем более, что такое освоение неизбежно вело в Арктику – в пока еще не пройденный Северный морской путь.
Северный морской путь от начала до конца впервые прошли на его деньги. Александр Михайлович выделил средства на экспедицию шведа Норденшельда на пароходе «Вега». Эта экспедиция смогла преодолеть Северный морской путь с одной зимовкой, начиная с 21 июля 1878 года по 20 июля 1879 года. При этом зимовка «Веги» продолжалась с 28 сентября 1878 года по 18 июля 1879 года – кораблю вмерз в лед буквально в дне пути от Уэллена.
Так как, встав в сентябре на зимовку, Норденшельд смог отправить письмо с сообщением, что он не пропал, а зимует на Чукотке, только 10 мая 1879 года, когда гонец смог добраться с Чукотки до Иркутска, то Александр Михайлович решил отправить на поиски один из своих пароходов. А заодно организовал параллельную исследовательскую экспедицию. На свои деньги, разумеется.
А еще он, не попросив ни одной копейки от государства, обеспечил финансирование строительства тракта на Северном Урале. Те, кто жили на Печоре, были очень благодарны этому купцу за дорогу, благодаря которой цены на хлеб в тех северных краях снизились более чем в два раза.
Не меньших, а даже больших денег стоила расчистка Ангары, которая благодаря деньгам Александра Михайловича стала судоходной на всем протяжении. В общем, своей казны купец не считал. Впрочем, его братья тоже никогда не жадничали, а наоборот меценатствовали на все доступные им деньги.
В результате за Александром Михайловичем остались научные труды, великие мечты, но вот его идея освоить Сибирь, используя реки, так и осталась идеей. Закончилось все тем, что он разорился. Александр Михайлович продал все свои товарищества и акции и уехал в Ниццу, устроившись жить в тихом домике на юге Франции. Случилось это до всех революционных потрясений. И он настолько забросил все, что в России решили, что Александр Михайлович уже давно на небесах. Если вы откроете Большую Советскую Энциклопедию, то в ней указано, что он … умер в 1893 году… Интересно, что шведы о том, что Александр Михайлович жив, не забывали и платили ему небольшую пенсию в память о финансировании полярных и спасательных экспедиций.
Поэтому, когда в 1915 году Российская империя купила у англичан ледокольный пароход «Беллавенчур», его назвали в честь купца, потратившего свое состояние на исследования Арктики. А советские власти, переименовывая все, что было связано с буржуями, тоже не стали трогать название ледокольного парохода. Сибиряков ведь уже не буржуй, он давно умер…
Так в составе советского флота остался ледокольный пароход «Александр Сибиряков», названный в честь купца I гильдии, разорившегося миллионщика, мечтателя и исследователя. И этот пароход стал одним из самых знаменитых в истории Арктики и всего советского флота.
В 1932 году пароход, названный в честь Александра Михайловича, исполнил его заветную мечту. Экспедиция под руководством Шмидта и Воронина пошла Северный морской путь за одну навигацию. Про ледокольный пароход «Александр Сибиряков» писали газеты во всем мире, а один весьма пожилой человек в это время лежал в больницах в Ницце и скромно помалкивал о том, что ставший знаменитым пароход назван в его честь.
2 ноября 1933 года Александра Михайловича Сибирякова не стало. В последний путь его пришли проводить всего четыре человека. Среди них не было ни одного русского, пришла одна француженка и три шведа.
Увы, мы умудряемся забыть даже тех героев и знаменитостей, в честь которых называем корабли и улицы. Как об Александре Михайловиче.
Пароход «Александр Сибиряков» прославил свое имя и имя купца, в честь которого его назвали, еще не один раз, потому что в 30-е годы во время активного освоения Арктики Советской властью, ему нашлось много работы. Его последний подвиг случился 25 августа 1942 года, когда ледокольный пароход принял неравный бой с немецким крейсером «Адмирал Шеер».