Наверняка многие неоднократно наблюдали эту картину, когда в каком-нибудь прибрежном ларьке, стоит очередь из приплясывающих от нетерпения отдыхающих, жаждущих получить заветную полторашку неизвестной субстанции, которые местные ушлые торгаши гордо именуют вином. Или нет - домашним вином! Ну, то есть, это как бы подразумевает - вкус необычайный, качество - бех химии и консервантов, все натуральное, свое!
И вот в соцсетях в комментариях к статье о случаях отравления некачественным алкоголем на Черноморских курортах, человек пишет:
"В Анапе наблюдал довольно занимательную картину. Мы с сыном остановились, чтобы купить фруктов, и в этот момент к соседнему ларьку торгующему кубанскими винами и коньяком подошла эффектная дама, держащая в руках маленькую собачку. Она долго разглядывала нехитрый ассортимент, а потом выдала: "Хочу Хеннесси! "
У меня чуть абрикосы из рук не выпали. Я заглянул в ларек и точно - на одной из бочек красовалось название этого элитного французского коньяка. Продавец с южным акцентом спросил: "Сколько тебе накапать красавица? " Дама поджав свои накаченные губы на минуту задумалась и заявила: "1 литр". Но самое интересное началось потом - когда женщина забрала свою бутылку и ушла.
Я поинтересовался у продавца: а что это, собственно говоря, было, какой к чертям собачьим Хеннесси? Продавец с подозрением посмотрел на меня, а потом поняв что я местный, ухмыльнувшись сказал: "Да, этим лохам московским можно впарить всё что угодно, они ни в жизнь не отличат коньячный спирт с ароматизатором от нормального конька. Пускай травятся на здоровье".
Так откуда такие ушлые продавцы берут продукцию и что на самом деле продается в ларьках под видом вин, коньяка и чачи, которые с такой охотой приобретают туристы?
Начать, пожалуй, стоит с вина. Очень часто можно услышать как зазывалы стоящие за прилавком предлагают продегустировать этот напиток. И здесь играет свою роль чисто психологический момент - тонких ценителей вин среди российских туристов встретить практически невозможно, а вот тем, кому можно развесить лапшу на уши, хоть отбавляй. И самое интересное люди и в самом деле верят, что приобретая вино в Краснодарском крае, они точно покупают качественный продукт. Ну а как иначе - вон на Кубани сколько виноградников.
А есть еще один, довольно известный и широко применяемый ход. Для дегустации по глотку она наливают качественный продукт, а потом когда "клиент дозрел" - в пластиковые бутыли вливают свое пойло. Вы будете у них, кончено, спрашивать: "Это точно то самое вино?", а вам с убедительным или даже обиженным взглядом с кавказским колоритом будут говорить что-то типа "Как можно! Не сомневайся дорогая/ой".
Вообще надо четко понимать, почти все что продают в прибрежных ларьках, особенно на розлив, это исключительно порошковое вино. Для его изготовления приобретается соответствующий набор в специализированном магазине. Из концентрата стоимостью 1 264 рублей можно например приготовить 23 литра вина марки "Бордо".
Процесс приготовления элементарен. Достаточно просто по инструкции размешать 1 пакет концентрата с 4 кг. сахара, и вуаля - "изысканное" вино готово. Потом все это добро разливается по кегам, доставляется к месту реализации и втюхивается наивным отдыхающим.
Себестоимость составляет около 60 рублей за литр, при продаже в розницу - 300-500.
Впрочем, может и повезти. Но - все равно не до конца...
Одна из жительниц Анапы по имени Анна, владеющая несколькими торговыми точками, рассказала, что существуют две категории вин. Первые вина местные винодельни производят на экспорт, а другие – реализуют простым покупателям. Те что на экспорт делают из натурального винограда и продают дорого, а вот вторые производят из того самого концентрата. Правда на производствах, он конечно более качественный, однако сути это не меняет.
Но самые опасные напитки продают продавцы с яркой кавказской внешностью. Причем здесь тоже есть вариации - например, у одного стакан винного "крепыша" просто валит с ног, а у другого напрочь отключает сознание.
Рассказывает все та же Анна:
"Очень часто "домашнее вино" готовится так: из полторашки негазированной "заводской" минеральной воды отливается один стакан, а вместо него вливается стакан водки, смешанной с красителем. Как правило подобные изделия реализовывают на рынках или вблизи популярных туристских маршрутов, пляжей".
Причем вот что удивительно - на эти торговые точки никто не обращает внимания, и бойкая реализация низкокачественной бурды в сезон не прекращается ни на минуту. Впрочем, тот кто знаком с особенностями здешней виноторговли, отлично знает, что за нелегальной реализацией напитков ревностно следят лидеры этнических группировок. Как только на горизонте появляется какая-нибудь комиссия, рядом начинает курсировать тонированный наглухо автомобиль, в котором сидит наблюдатель, передающий всю информацию по сотовому телефону на другие точки. Те, узнав про облаву, конечно, быстро сворачиваются. Что касается участковых и полицейских патрулей, то они давно не обращают на это внимание, поскольку их руководство давно в доле с ушлыми нацменами.
Хотя, честно говоря и профессиональные виноделы в период курортного сезона начинают откровенно халтурить. Так например в этом году в Сочи провели смотр винной продукции, произведенной кубанскими производителями. Для этой цели были приглашены ведущие специалисты из института виноградарства. В итоге из 22 образцов 50% с ходу были забракованы. В двух сортах специалисты обнаружили синтетический краситель. Что же касается вкусовых качеств, то образцы которые были забракованы экспертной комиссией, абсолютно не соответствовали заявленным на этикетках маркам.
Госинспектор торговой инспекции Краснодарского края Галина Фокина:
"Недавно мы делали проверку в поселке Сукко (Анапский район), и случайно возле одной из дегустационных точек рядом с нами оказалась женщина-винодел из Москвы. Она продегустировала несколько образцов и была сильно возмущена. Вместо настоящих вин посетителям предлагались испорченные виноматериалы, которые давно перебродили и прокисли. Наша комиссия сделал контрольные закупки - все опасения подтвердились".
И это у официальных изготовителей, которые поставляют продукцию на полки магазинов и вроде как должны переживать за свою репутацию. Поэтому остается только догадываться, что нам втюхивают "домашние" виноделы.
Что же касается крепких спиртных напитков, таких как коньяк и чача, то здесь дела обстоят ещё хуже. Если в прошлые года ту же чачу ушлые кавказцы покупали на коньячном заводе Темрюка, а затем перепродавали со своей внушительно наценкой, то последние несколько лет они вообще не заморачиваются, а тупо бодяжат спирт с водой и ароматизатором Изабелла крепостью 40°. Получается очень внушительный навар - при цене 1 тыс. рублей за литр спирта, левая чача на побережье стоит в среднем 1- 1, 5 тыс. рублей за поллитра.
А вообще, как принято говорить на Кавказе, добрым вином и хорошей чачей может угостить только лишь друга. Берегите себя.