Каждый следующий – хуже? Про развитие детей на примере "Холодковых"

Один из грандиозных обманов, связанных с родительством, звучит так:

«В многодетных семьях дети развиваются быстрее, потому что занимают друг друга!­».

По степени вранья это чуть лучше, чем сказка про омолаживающие роды. Про роды это 100 % ложь. А в утверждении про многодетных есть крошка истины, но очень небольшая.

Я была замужем за человеком из многодетной семьи, и дружила много лет с девушкой тоже из многодетных. Но об этом чуть ниже.

На то, чтобы написать статью, меня натолкнули бесконечные обсуждения т.н. гениальных детей. Одного «гениального­» папаши.

Конечно, их всех давно разоблачили. Нигде они не учатся, ничего сами не сдают, и конец у этой веревочки уже близко.

Папа-пятинолик отчаянно бьется за сохранение персональных данных в тайне. Сам он баллы ни разу не назвал. Неудивительно, гордиться нечем. Неравнодушные люди давно все нашли и выложили.

Первая девочка сдала ЕГЭ так:

  • математика - 39 (= 3), через год пересдала на 52 (= 3)
  • русский язык- 67 (= 4), решили не трогать то, что худо-бедно сработало
  • информатика - 43 (= 3), через год пересдала на 56 ( = 3)

Криво-косо, платно, но поступила. Меня это удивило, я думала, в МГУ нужны баллы, эквивалентные 5. Видимо, факультет не пользуется особым спросом. В любом случае, какая разница, какие баллы? Если учиться она не смогла.

Второй мальчик сдал ЕГЭ на тройки, но все-таки с правом поступать в вузы, подчиненные Минобрнауки. То есть все баллы были выше 40.

баллы мальчика

46, 40, 52 балла это все эквивалент тройки. О 67 баллах по русскому языку уже не мечтают. Подавали на апелляцию, два результата аннулировали.

Третья девочка сдала ЕГЭ по русскому языку всего на 37 баллов. 35 баллов это двойка. Только от 36 баллов начинается тройка.

Такие низкие баллы не позволили ей даже участвовать в отборе в вузы, подчиненные Минобрнауки. Там, даже если недобор, нижняя планка 40 баллов. Официальный приказ здесь.

баллы третьей девочки / https://www.miit.ru

То есть уже на примере трех детей мы видим явный регресс. В чем же дело?

А вот в чем, целую статью писала. Вкратце: сейчас жизнь так устроена, что многодетность крайне неудобна. Дети требуют очень много внимания, самостоятельными становятся поздно, опекать их надо долго.

Ни лечение, ни учение, ничего вообще толком не реализуешь, если так много детей. Есть отдельные энтузиасты, которые сумели эти трудности преодолеть. Но это большая редкость И, как правило, там есть помощники....

Очень рискованное решение: рожать 10-20 раз подряд, при этом испортив отношения со всеми родственниками, то есть не имея даже минимальной помощи.

Первая девочка была какое-то время единственным ребенком. Допускаю, что ей с рождения доставалось много внимания. У меня одна знакомая с рождения ребенка учила таблице Менделеева. Что-то именно насчет химии ей в голову вступило. Показывала таблицу, пока малыш кулачки слюнявил. Не помню, был ли результат. Может, в зюзинской семейке тоже Фихтенгольца вместо сказок читали с первого дня.

Потом детей было двое, тоже нормально. Поэтому второй не такой запущенный. На трояки все-таки сдал.

Дальше стало все труднее, детей больше. С ними даже элементарно выйти на улицу трудно!

Куда можно пойти с 5-леткой? Например, в детский театр. А куда можно пойти, если детям 5, 3 и 1 год, а помощи нет? Максимум на площадку у дома.

Чем больше детей, тем беднее их существование. Не в денежном смысле, а в эмоциональном.

коллаж создан нейросетью и не имеет отношения к статье / yandex.ru

Занимают и развивают друг друга? О нет, друзья, это не так работает.

Дело в том, что дети не создают среду вокруг себя. У них для этого недостаточно сформирована воля.

Взрослый, который УЖЕ вырос с некой планкой, попадая в любые, даже неблагоприятные условия, будет стараться сформировать привычную среду. Если, конечно, у него нормально все с волевой сферой. Например, люди с высоким интеллектом и развитой личностью, даже попадая в тюрьму, часто находят силы там читать книги, учиться, а не деградируют. Если вы привыкли к чистоте, но вам приходится временно разместиться в грязном доме, естественным порывом будет: найти ведро, тряпку и все перемыть. Потому что захочется, чтобы было так, как привычно.

Дети так не могут. Дети воспринимают и отражают те условия, в которых растут. Это буквально как кувшин, он сам ничего не производит, что положишь, то там и будет. Практически нереально ожидать, что маленький гений сам преобразит пространство вокруг и потянет кого-то за собой. Им нужно развитие прежде всего извне.

Так чем они займут друг друга, если все они неразвиты? Ноль плюс ноль равно ноль.

Если между детьми какая-то заметная разница в возрасте, то старший, успевший поумнеть и развиться в нормальных условиях, может «затащить­» младшего, играя с ним в более сложные игры. Младшие дети действительно часто тянутся за старшими и бывают более развитыми. Но тут главное – чтобы было к чему тянуться.

Если же развития нет ни у кого, то никакой ценности это общение в толпе детей не даст. Плюс отсутствие впечатлений, отсутствие дополнительных занятий, потому что невозможно организовать досуг такой толпе детей своими силами.

Помните знаменитые поговорки Круглого из фильма «Брат­»? Бери ношу по себе, чтобы не падать при ходьбе.

dzen.ru

Вот это и называется ноша не по себе. Нарожали детей в большом количестве. От официального образования отказались. Это в Москве, где хорошие школы, кружки, секции! Детские театры, квесты, эксперименты, экскурсии, чего только нет. Но они выбрали зачем-то сидеть взаперти и хором математические термины читать. Откуда там развитие возьмется?

Изоляция, нехватка впечатлений, отсутствие социализации, однообразная среда, причем чем дальше, тем хуже.

Допускаю, что следующий ребенок не сдаст вообще ничего. Возможно, это будет к лучшему, кто-то вмешается и жестокий эксперимент наконец прекратят.

Теперь то, что я лично знаю про многодетных.

Мой первый муж был средним из многодетной семьи, где детьми особо не занимались. Он и его сестра получили высшее образование бесплатно. Младшие дети учились намного хуже. Хотя там не шла речь об изоляции: все ходили в школу, само собой. Да и вообще тогда дети много времени проводили на улицах и сами отвечали за себя, а это тоже развивает. Однако само по себе, что они растут среди старших детей, младшим не помогло.

Моя давняя приятельница была младшей из нескольких детей. И вот она из своей семьи самая умная. Но: старших детей ее родители родили очень рано, мало занимались ими, рано отдавали в ясли. Ее родили после 35, росла она практически как единственный ребенок. Занимались ей больше. Мама из-за нее стала работать возле дома и раньше приходить. Да и сами родители, надо полагать, стали опытнее и умнее. Как итог, она единственная в семье, у кого высшее образование, она руководитель, лучше всех устроенная.

Кстати, Дмитрия Менделеева часто упоминают в таком контексте: последний из 17 детей, а стал великим ученым. Но все-таки мать Менделеева не 17 детей воспитывала, многие умерли в раннем возрасте.
А, может, Дмитрию доставалось внимания больше как раз из-за того, что другие дети уже подросли?
Известно, что его мать и сама была выдающейся в интеллектуальном смысле женщиной, и именно ему, из всех детей, уделяла наибольшее внимание.

То есть понятна логика: важно не само по себе количество детей. А то, что в них вложат взрослые. Хотя общение с 10 людьми намного разнообразнее, чем с двумя, все равно: одного количества мало.

Не бывает развития из ничего, из воздуха. Или из вакуума.

Я, кстати, переживала, – я ж нервная – что ребенку будет мало общения, мало речевой среды. Потому что я ращу ее одна. Я хоть и старалась разговаривать больше, но я ж не радио. Читала с рождения постоянно. Только не учебники, а художественную литературу. И сенсорика. Хорошо, вовремя эту информацию нашла. В общем, компенсировала как могла.

И что заметила? После ВСЕХ поездок в отпуск, на спектакль, представление, агроферму, где контакт с животными – всегда был скачок развития. Даже после такой простой вещи, как аквапарк.

Сейчас уже менее ярко, но все равно заметно, как ребенок после впечатлений развивается эмоционально.

Ну как можно, живя в Москве, постоянно торчать дома, отказывать детям в посещении школы и таких мест, которые специально и созданы для того, чтобы дети познавали новое и развивались?

Немыслимо.

Еще сидит и записывает видео, что мы все (я, вы, мои и ваши дети) – УО, а они дартаньяны и эйнштейны.

Кстати, напомню: сейчас сентябрь, и старшая девочка, если мы все сказанное примем на веру, должна учиться на 4 (!!!) курсе. Я так понимаю, на последнем. То есть ждем диплом бакалавра менее чем через год. Я писала, дети быстро растут, просто ужас как быстро. Или придется срочно что-то придумывать.

События, определяющие день

Присоединяйтесь и будьте в курсе