«Поздравляю авторов этой поделки — они сделали свое дело. Ребята 9–10 лет посмотрели сериал по телефону — и копируют поведение его героев, уличных банд Перестройки», — написал вчера Русский мальчик.
Категорически не согласен.
По-моему, это первый российский сериал, который я посмотрел, — по понятным причинам. Я вообще российское кино смотрю редко, мне все время кажется, что опять нарвусь на поделку а-ля Голливуд, а это скучно. Но нашумевшие фильмы, конечно, стараюсь не пропускать. Так и получилось со «Словом пацана» — потратил время, раз о сериале все говорят. И не пожалел.
Честно признаюсь: начинал смотреть с предубеждением. Откровенные, с перебором сцены насилия, гимн уголовной субкультуре — вот что льется изо всех щелей. Даже из щелей, которым я доверяю.
На самом деле всего этого не видно и не чувствуется. Некоторые герои выглядят, на мой вкус, плосковато, но они не мешают общему восприятию, все же актеров много, они в основном молодые и пока не до конца познали свою профессию. Да и стиль джамп-кат, когда на монтаже искусственно вырезаются несколько кадров одного плана, что должно придавать динамики, но часто напоминает любительскую съемку, не всегда идет на пользу актерской игре.
Тем не менее сериал держит в напряжении и пробуждает любопытство: что будет дальше, чем кончится та или иная сюжетная линия. Это непременное условие для любого художественного произведения.
И я, пожалуй, на этом закончу отъедать хлеб у кинокритиков. Не мое это. Да и написано достаточно, какой смысл любителю конкурировать с профессионалами? Лучше выскажусь о социальной значимости сериала, о которой все говорят. Это мне по силам.
У меня сложилось впечатление, что те, кто обвиняет авторов «Слова пацана» в романтизации криминальных банд, не смотрели его до конца.
По мне так это все равно что прочитать «Преступление и наказание» лишь до того момента, когда Раскольников зарубил топором старуху-процентщицу, и начать рассуждать том, что Ф.М.Достоевский прославляет убийство как решение проблем. Более того: при этом обвинять автора в том, что благодаря популярности его романа возросло число убийств именно при помощи топоров — подобрать статистику, подтверждающую эту теорию, полагаю, было бы несложно.
Если же досмотреть сериал до конца, то становится понятно: режиссер Жора Крыжовников поднимает те же проблемы, что и Ф.М.Достоевский, только на современный лад.
Разве не видно почти полной аналогии: деление общества на «пацанов» и «чушпанов» отчетливо напоминает «право имеющих» и «тварей дрожащих»? Отличие только в терминах, что вполне естественно. Но не в сути.
Скажу больше: за полтора века изменилось не только «преступление», но и «наказание» — Раскольников получает восемь лет каторги, а большинство «пацанов» убиты в бандитских разборках 90-х. Именно в этих коротких, изложенных телетайпно фактах, — основная мораль популярного сериала: свяжетесь с криминалом — погибнете, это неизбежно.
Илья Сутулин (Сутулый). Застрелен в автосервисе на ул.Челюскина 28.05.1995 г.
Кирилл Суматохин (Самбо). Расстрелян киллерами в больничной палате 01.01.1996 г.
Николай Рыбаков (Рыба). Застрелен вместе с другими участниками бригады у «ДК Химиков» 12.03.1997 г.
Влерий Анчихиров (Гвоздь). Застрелен в доме своей любовницы на ул.Абжалилова 04.09.1995 г.
Рустам Алиханов (Али). Застрелен у подъезда дома 58 на 3-й Тверской-Ямской в Москве 10.10.1999 г.
Сергей Белухин (Белуха). Похищен участниками конкурирующей ОПГ «Жилка». Тело обнаружено у волнолома казанского о. Маркиз со следами пыток 20.04.1999 г.
Василий Белогородцев (Рука). Застрелен возле своего дома в автомобиле на Большеохтинском проспекте в Санкт-Петербурге 20.04.1993 г.
Олег Семирадов (Король). Застрелен в пивном баре «Вобла» в Казани 25.04.2002 г.
Дмитрий Веселков (Сено). Застрелен во дворе своего дома в собственном автомобиле 25.02.1995 г.
Альберт Салихов (Лампа). Осужден по ст. 210 УК РФ 02.03.2000 г., скончался в колонии 27.08.2007 г.
Марат Айгамов (Молоко) и Аркадий Шнистель (Отвертка). Застрелены на Тверской улице Казани 01.08.1995 г.
Игорь Череухо (Череп). Пропал без вести в 1997 г.
Григорий Крестман (Крест). Вместе с женой и водителем застрелен у собственного подъезда участниками ОПГ «Перваки» 13.01.1993 г.
Риналь Фасхутдинов (Радио). Осужден по ст. 210 и ст.77 УК РФ в 2002 г. на 24 года лишения свободы. Скончался от туберкулеза в ИК-34 01.11.2010 г.
В 6-й серии еще много разных имен и кличек членов казанских молодежных группировок, кончивших свои дни плохо и быстро. Я не знаю, реальные это бандиты или нет, да это и не важно. Авторы недвусмысленно предостерегают новых «пацанов» от необдуманных шагов, а вовсе не приглашают их создавать ОПГ.
Сомневаюсь, что у подростков появится желание массово сливаться в банды, как это было сорок лет назад. По крайней мере, не после просмотра сериала «Слово пацана».