Проблема распределения учебных мест в российских вузах, особенно в условиях многократного увеличения числа мест для иностранных студентов, вызывает немало споров и вопросов. В данном случае в Томской области наблюдается увеличение количества мест в вузах, и эта часть мест, судя по заявлениям, может быть отдана иностранным студентам из Средней Азии.
Это вызывает беспокойство у местного населения, особенно у родителей и выпускников школ, которые считают, что место для обучения должны, в первую очередь, предоставлять тем абитуриентам, кто достиг каких-то академических достижений: российским медалистам и олимпиадникам.
Куда деваться талантливым россиянам?
Сегодня перед талантливыми выпускниками школы встает сложный выбор: куда поступить и как реализовать свой потенциал в стране, где, как кажется, приоритеты смещены в сторону миграционной политики и экономической поддержки других стран. Многим школьникам приходится сталкиваться с высокой конкуренцией за бюджетные места в вузах, особенно в технических и инженерных направлениях. часто бюджетные места распределяются так, что даже медалисты и победители олимпиад оказываются за бортом.
Мария, мама выпускника-медалиста: “Мой сын учился на отлично все 11 лет, побеждал на олимпиадах, надеялся на бюджетное место в вузе, а теперь, оказывается, его место отдадут иностранцам? Это просто возмутительно!”
Оксана, мама выпускницы с красным аттестатом :
«Это что за социальная несправедливость? Мы тут боремся за будущее детей, а вы заявляете, что технологические места займут мигранты. Если государство не может поддержать своих умных и талантливых детей, значит ли это, что нам нужно искать будущее вне России?»
Игорь, отец победителя федеральной олимпиады :
«Мой сын готовился пройти в Томск на химический факультет, и тут вдруг выясняется, что выбирают студентов из других стран! Зачем тогда нашим детям развитие? Выходит, что их кадры не нужны, зато нужны студенты из «дружественных» стран. Вы что, издеваетесь?!"
Если заявления руководителя области действительно соответствуют реальности, это означает, что приоритеты региональных властей могут смещаться в сторону привлечения иностранных студентов для подготовки кадров в регионе для стран-партнеров. Возможно, это связано с политической «мягкой силой» и развитием экономического сотрудничества с «дружественными переменами». Но какой ценой это делается? И как это отражается на сложных реалиях в поступление в ВУЗы РФ российских школьников и студентов?
Мазур уточнил, что на данный момент в регионе 7000 таких студентов, но совсем скоро их будет уже 14000. Сколько таких учебных мест будет отдано таджикам и узбекам на бюджетной основе он уточнять не стал.
Стратегия регионов: поддержка иностранных студентов вместо своих?
Вопрос о том, почему приоритет в образовании отдается иностранцам, становится все более актуальным. В условиях демографического кризиса и оттока эволюции граждан из страны, кажется, что акцент должен быть сделан на поддержку наших детей и создание условий для их профессионального и личностного роста. Но, судя по последним заявлениям, такие регионы, как Томская область, могут выбирать иной путь.
Владимир Мазур отметил , что удвоение числа студентов-химиков обусловлено потребностями прогрессивной промышленности, в том числе и для "дружественных стран". Возникает вопрос: а что насчет самой России? Зачем нужны 14 тысяч иностранных студентов-химиков в Томской области, если многие талантливые российские выпускники уже сейчас сталкиваются с трудностями в поступлении на бюджетные места?
Кто оплачивает этот «пир для приезжих»?
Вопрос о предоставлении учебных мест для иностранных студентов также остается открытым. Если часть новых бюджетных мест будет отдана приезжим, то кто за это будет платить? Каковы специальные квоты для таких студентов или же будет произведено зачисление на счет налогоплательщиков? И самое главное: на данный момент это справедливо по отношению к российским семьям, которые рассчитывают на поддержку государства при обучении своих детей?
Выбор за точку зрения
Государственное образование должно учитывать интересы экономического развития, а также социальной стабильности непосредственно в РФ. Увеличение числа учебных мест для мигрантов может обеспечить международные связи и прогрессивную промышленную мощь, но не стоит забывать о собственных гражданах.
Если наше государство действительно хотят помочь талантливым студентам, приоритет должен быть отдан созданию равных возможностей для всех, независимо от этнического происхождения. В противном случае вместо «мягкой силы» мы придерживаемся «утечки мозгов» — но уже не за границу, а просто в никуда, когда молодые таланты не продвигают перспективу развития на родине и выбирают путь эмиграции.
В итоге остается открытым вопрос: куда деваться умным россиянам, если их место в родных вузах резко увеличится в пользу иностранных студентов? Ответ на этот вопрос напрямую зависит от того, какие приоритеты выберут наша власть — и готовы ли они услышать голос своего народа.
Ханты-Мансийск. 14 ноября. ИНТЕРФАКС - Сотрудники УМВД РФ по Ханты-Мансийскому автономному округу выявили четверых человек, подозреваемых в организации незаконной миграции путем фиктивного тестирования иностранцев, сообщила официальный представить МВД РФ Ирина Волк в своем телеграм-канале.
"Местный учебный центр с помощью нанятой работницы одного из вузов проводил фиктивное тестирование иностранцев. При этом проверка знаний не осуществлялась. За денежное вознаграждение в размере от пяти до восьми тысяч рублей мигрантам выдавались сертификаты о знании русского языка, истории и основ законодательства Российской Федерации", - написала Волк.
Потом эти документы иностранцы использовали для постановки на миграционный учет для работы и проживания в России.
"Всего таким образом сертификаты незаконно получили свыше 250 граждан государств ближнего зарубежья", - констатирует Волк.
Возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 322.1 УК РФ (организация незаконной миграции).
Трое фигурантов арестованы. Их предполагаемая сообщница находится под подпиской о невыезде.
Югра потрясена: в Ханты-Мансийском автономном округе силовики раскрыли необычную схему, в которой мигрантам, не знающим и пары слов по-русски, выдавали сертификаты о знании языка за вполне скромную плату.
5-8 тысяч рублей — и вуаля! Теперь вы официально говорите по-русски! В этот сомнительный бизнес оказалась вовлечена даже сотрудница местного вуза, которая, по версии следствия, благополучно «проводила тестирование» в роли тайного оракула русской грамматики и диктанта.
Сертификат с доставкой за углом: как в ХМАО продавали знание русского языка
Всё происходило так: мигранты, въезжая в Россию, сталкивались с требованием знать русский язык. А как иначе?
Без сертификата о знании языка ни вида на жительство, ни работы. И тут им, как манна небесная, являлась некая «фирма», сулившая сокровенный документ за вполне доступные деньги.
По сути, контора предлагала не что иное, как дипломы в стиле «заговори по-русски на бумаге», где реальная грамотность не имела ни малейшего значения.
Силовики, проверяя жалобы на удивительно быстрые «сертификации», выяснили, что процесс сдачи экзаменов походил на магическое действо: мигранты приходили, практически не имея представления о русском языке, но, выйдя из кабинета, уже «знали» его на уровне, достаточном для официального трудоустройства.
За такой навык тестирования отвечала сотрудница местного вуза, и, похоже, с её легкой руки тесты сдавались буквально за минуту.
Секретное тестирование: как сдавали экзамены без слов?
Сложно поверить, но экзамены здесь — всего лишь формальность. Сотрудница вуза «оценивала» знание языка в стиле «пишите больше букв и побольше закорючек». Один мигрант вспоминал, что за время экзамена успел написать лишь два слова: «мир» и «работа». Казалось бы, странный результат, но хватило и этого, чтобы получить сертификат.
В этом театре абсурда, разумеется, были и свои правила. Например, один из мигрантов, решив показать более глубокие знания, пытался написать что-то на кириллице, но с элементами своего родного языка. Результат настолько удивил проверяющую, что она признала это «интересным творческим подходом», после чего документ был выдан без лишних вопросов.
Главный экзамен: найти 5 тысяч рублей и сдать их
Каждое тестирование начиналось с тихого обсуждения стоимости экзамена. В зависимости от «уровня знаний» цена колебалась в диапазоне 5-8 тысяч рублей — почти как вечерний курс на госуслугах, только тут знания, конечно, с минимальной надбавкой.
Эта минималистичная система оценки сработала прекрасно. Мигранты знали, что за «дополнительную сумму» можно обойтись совсем без знаний, и те, кто выбрал VIP-экзамен, имели право даже не садиться за стол.
Особенно интересны были рассказы мигрантов о том, как они сдавали устные тесты. «Зашли, сели, улыбнулись и сказали: “Да”. Этого было достаточно», — вспоминает один из получивших сертификат. Похоже, в ХМАО оттачивается уникальная методика преподавания, где неважно, сколько ты знаешь. Главное — правильно вложить средства и улыбнуться.
Сотрудница вуза и её тайные техники тестирования
Но кто стоял за этим «университетом» экспресс-знаний? Как выяснилось, среди четырёх задержанных была сотрудница вуза, обладающая уникальными талантами в проверке знаний: она могла «оценить» грамотность мигранта, не задав ему ни единого вопроса.
В её арсенале оказалась техника «визуальной проверки», которая, видимо, позволяет уловить уровень владения языком по одному лишь взгляду на человека.
Неудивительно, что такая схема продержалась так долго. Казалось бы, чем вузы ещё должны заниматься, как не выдачей сертификатов по уникальной системе? Правда, вопрос остаётся открытым: откуда у этой проверяющей столь магический дар определения уровня языка без экзамена? Может быть, перед нами гений интуитивного образования?
Что теперь? Сертификаты — под сомнением, репутация — под ударом
Теперь, когда схема вскрыта, выданные сертификаты оказались под угрозой. А те мигранты, которые полагались на свои «документы знаний», рискуют потерять свои рабочие места. Вопрос к тем, кто успешно прошёл тест, остаётся открытым: какие ещё таланты они освоили за 5 тысяч рублей? Быть может, в ближайшем будущем их ждёт блестящая карьера переводчиков?
Так что, если кому-то в ХМАО вдруг встретится мигрант, объясняющийся исключительно жестами или интонацией, не удивляйтесь. Сотрудница вуза, возможно, обучила их уникальному способу общения без слов.