В Главном штабе Эрмитажа открылась самая масштабная выставка года «Твердыня пламенная». Она приурочена к 150-летию со дня рождения Н. К. Рериха» и повествует о творческом и духовном поиске художника, сделавшего формулу «Мир через Культуру» своим жизненным кредо
В название выставки, которая станет кульминацией празднования юбилейного года Николая Рериха, лег заголовок одной из его книг, которая так и называлась «Твердыня пламенная». Сама же выставка охватывает творчество Николая Константиновича, начиная со времени его обучения в Императорской Академии художеств и заканчивая 40-ми годами прошлого века. 500 экспонатов За свою жизнь художник написал около 7 тысяч картин, которые сегодня хранятся в музеях и частных коллекциях по всему миру. На выставке представлено более 500 самых разных экспонатов из 20 музеев. Они рассказывают о жизни и творчестве гения и, может быть, хоть немного приближают нас к разгадке его многогранной личности. Выставка организована Эрмитажем совместно с Музеем-Институтом семьи Рерихов. Первый имеет богатейшие коллекции, опыт и возможность масштабных экспозиций. Второй - обладает колоссальными знаниями о жизни и творчестве художника и мыслителя. «Поэтому мы приняли решение объединиться. И показать Рериха как человека, который впервые в истории пришел к идее создания законодательства по защите культурного наследия», - рассказал куратор выставки, научный сотрудник Отдела Востока Эрмитажа Владимир Абинякин.
Седая старина Открывается анфилада Главного штаба залом-трансформером, в котором представлены произведения, посвященные Древней Руси, столь любимой Рерихом. Картины сопровождаются уникальными предметами археологии, они как бы подтверждают подлинность того, что изображено на полотнах. Среди живописных работ мастера - знаменитая картина «Гонец. "Восстал род на род"», которую Рерих представил на выпускном экзамене в Академии художеств. За нее он был удостоен звания художника, а Павел Третьяков приобрёл её для своей коллекции. Многие созданные художником образы переплетаются с произведениями русской иконописи. Особенно впечатляет знаменитый пермский иконостас, который мастер создавал для Успенского женского монастыря. Сегодня этот раритет хранится в музее Перми. И только здесь, на выставке, его можно увидеть во всей красе. Дело в том, что когда-то одна из икон архангела была изъята и передана в екатеринбургский музей. «Мы объединили их и показываем иконостас в полном виде», - уточняет Владимир Абинякин. Пакт Рериха Второй зал открывает перед нами мир Востока. Вместе с Рерихом мы совершим исследовательские экспедиции в Центральную Азию и Индию. Увидим оригинальные памятники буддийского и индуистского искусства, археологические находки, в том числе - ранее не экспонировавшиеся предметы. Например, тибетскую коллекцию его сына Юрия с иконами-тангка и полотно кисти другого сына – Святослава. Экспозицию дополняют предметы декоративно-прикладного искусства, памятники письменности, книги, документы, фотографии и вещи, связанные с жизнью и творчеством художника. Особого внимания заслуживают гималайские этюды. Они созданы во время Центрально-Азиатской экспедиции 1920-х годов и свидетельствуют о духовных поисках Николая Рериха. «Мы не стали строго привязываться к хронологическим рамкам. Главное, что объединяет два зала – это дух», - пояснила специалист по выставочной работе Музея-Института семьи Рерихов Елена Бондаренко. Она считает: именно Восток и Россия - эти два священных для художника пространства, привели его к созданию первого в истории договора о защите культурных ценностей, который известен во всем мире как Пакт Рериха. Вдохновенный пророк Третий зал – это место соединения разных философских, творческих и научных исканий Рериха. Художник не только неустанно взывает к укреплению прав культурного достояния как основы всего человеческого, но и разворачивает масштабную деятельность по распространению идей Пакта. «Сейчас именно час спешный, когда нужно запастись всем бывшим опытом, чтобы не отступить от твердынь Культуры», - взывает Николай Рерих. И это «сейчас» относится к любому времени и месту, как и призыв художника, который показывает нам будущее человечества грозным и требующим безотлагательных действий, с одной стороны, и обещающим обновление – с другой. По мысли Рериха, человечеству предстоит принять бой за будущее, и подготовка к этому решающему событию не прекращается. «Эрмитажный Рерих – утончённый представитель петербургской культуры; вдохновенный пророк духовного единства России и Востока; романтически-практичный борец за права культуры», – подытожил генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.